⠀
Откуда подобные проявления жестокости со стороны родителей или людей, заменяющих родителей? Почему мужчины проявляют такую жестокость, которая в конечном счете приводит к подобным трагедиям? Понятно же, что маленькие дети, когда им плохо, кричат и плачут — это нормальная реакция любого живого существа. Маленький человечек криком проявляет эмоции, которые его переполняют. В норме взрослый должен обнять, успокоить малыша, но вместо этого такой недородитель начинает кричать на него. Если ребенку страшно, и на него еще замахиваются и бьют, то малышу становится еще страшнее — и он начинает кричать еще больше, потому что он маленький и остро чувствует свою уязвимость. Это, в свою очередь, бесит подобных монстров, которые усиливают физическое воздействие и убивают детей.
⠀
После шквала подобных новостей меня многие спрашивали: куда катится мир, если становится возможным подобная ужасающая жестокость по отношению к беззащитным малышам? Многие высказывают предположения о причинах неконтролируемой безжалостности, что преступления по отношению к детям совершают психически нездоровые люди. Но вся беда в том, что все эти преступления совершили психически здоровые люди. Просто, когда они были маленькими и им было страшно или больно, их никто не успокаивал — и они оставались один на один со своими эмоциями. Именно поэтому у них не сформировались нормальные родительские навыки: пожалеть ребенка, когда ему плохо, успокоить, когда страшно, побыть с ним, обнять, погладить. Когда уже их дети своим плачем привлекают внимание, это вызывает лишь злость, под которой болит незажившая рана огромного детского одиночества. Я подчеркиваю, что ни в коем случае не оправдываю таких недородителей, потому что они взрослые люди и в состоянии изменить себя и свое отношение к детям, а также разобраться с недополученным теплом, любовью. Да, тяжело, страшно и невероятно больно прикасаться к своему внутреннему ребенку, которому до сих пор плохо. Но вместо того, чтобы менять себя, многие взрослые выбирают самый простой способ — заткнуть своего ребенка, который просит о помощи. Страшно и то, что некоторые совершившие ужасающее преступление давят на родных, чтобы изменить показания и обелить себя в попытке уйти от правосудия. Так, в Омске отчим, задушивший четырехлетнюю малышку, угрожал матери погибшей падчерицы, чтобы она изменила показания. Это говорит о том, что мужчина не осознает, насколько ужасное преступление он совершил!
⠀
Нередко запускающим механизмом жестокости по отношению к родным становится ревность. Так, на прошлой неделе житель Иркутской области из-за ревности облил бензином и поджег свою жену-инвалида, в пожаре погибли двое маленьких мальчиков! Сама женщина и младший грудничок выжили, сейчас они находятся в больнице. В подобных отравленных ревностью семьях и жена, и ребенок воспринимаются как собственность: не как самостоятельный человек со своими откликами и реакциями, но как вещь, которой слова не давали. Когда вдруг вещь начинает криком от страха привлекать к себе внимание, то у взрослого это вызывает лишь всплеск агрессии и жестокости.
Я веду занятия по программе «Снижение агрессивности и управление гневом» для мужчин, которые транслировали физическое насилие в своих семьях. Когда мы поднимаем аспект жестокости по отношению к детям, у многих стоят слезы от воспоминаний, каким ужасным было их собственное детство. Некоторые из них даже не предполагали, что их действия так влияют на детей. От занятия к занятию к ним постепенно приходит важное осознание: то, что делали их отцы, превратило их в таких жестоких людей. Это, в конечном счете, и приносит понимание, насколько они сейчас вредят собственным детям. Почти в каждой группе, где я работаю, мужчины делятся: «Почему нам никто никогда раньше такого не говорил?» Но незнание не освобождает от груза ответственности за преступления. Незнание не оправдывает их за то, что они бьют детей и даже убивают их. Взрослый может так же, как и ребенок, выйти в лес и поорать или совершить пробежку, чтобы вернуться домой спокойным, то есть начинать работать над собой. Крик — естественный механизм проживания активных эмоций, через крик можно выпустить ту эмоцию, что зародилась и мучает нас изнутри.
⠀
Иногда взрослые говорят малышу: «Не кричи». Но что же делать с эмоцией, которая поднялась в душе? Дети просто не могут не кричать. Слезы — еще один механизм проживания и отпускания эмоций изнутри наружу. Эмоции невозможно заткнуть, потому что это автоматический отклик на внешние события, а дети — маленькие люди, которые живут эмоциями и инстинктами. Часто мужчины парируют: «Но я же ему (малышу) все объяснил! Что он, не понимает, что ли?» А он и правда не понимает, потому что та сознательная часть личности, которая отвечает за понимание и осмысление, начинает развиваться только ближе к шести годам. Родитель грозно настаивает: «Тебе все понятно?». Но на самом деле ребенок боится и выдает отцу ту реакцию, которую родитель хочет услышать. Он просто испугался, он готов кивнуть и сказать: «Да!» Родители раз за разом выжимают у малыша испуганное «Да!», но при этом реального понимания ситуации у ребенка не было и нет. И дело совсем не в том, что маленький человек не хочет понять, он просто не может понять: мозг еще не созрел для этих сложных процессов. Чем больше на ребенка кричать, запугивать, бить, тем меньше он будет понимать, что хочет родитель.
⠀
Ребенка можно научить на уровне запоминания действий, не используя при этом ни крики, ни рукоприкладство: малыш начнет просто воспроизводить другое поведение, которое транслирует взрослый. Но многие родители просто не хотят вникать в особенности развития своих детей. Агрессорам кажется, что ребенок как-то сам должен вырасти и не мешать им. Но когда ребенок попадает сложную ситуацию, плачет, кричит, нуждается в помощи, то такой родитель испытывает гнев — и доходит до жесточайших преступлений. Это ответственность взрослого, который, входя в новую семью или рожая детей, не хочет меняться и вникать в особенности развития маленького человека. Что-то не то мы взрослые делаем или не делаем в нашем взрослом мире, что погибают маленькие дети. А что вы думаете об этом?