⠀
Я не призываю к авантюризму, не учитывающему юридические и бухгалтерские рамки некоммерческой деятельности. Я призываю к жесткому разграничению приоритетов. Миссия определяет политику безопасности, а не политика безопасности определяет миссию. Нужно принимать аргументы безопасности, но нельзя их принимать с позиции безоговорочного подчинения. Помните, что для любого юриста и любого бухгалтера лучшая организация — это ничего не делающая организация, или делающая только то, что требуют и разрешают власти.
⠀
Юристы и бухгалтеры — не враги организации. Они просто пытаются хорошо делать свою работу. И чтобы им хорошо делать свою работу, они пытаются подчинить организацию правилам своей работы. Поэтому хочет того руководитель НКО или нет, но он должен иметь собственное, более или менее компетентное представление о правовой и финансовой безопасности организации. Чтобы самому определять допустимость тех или иных юридических и бухгалтерских ограничений содержательной деятельности организации, естественно, опираясь на мнение юристов и бухгалтеров.
⠀
Есть, правда, и другая крайность. Я знаю довольно много гражданских организаций, ставших тупыми жертвами законодательства об «иностранных агентах» и прочих антигражданских норм только потому, что своевременно не прибегли к элементарным мерам юридической и финансовой безопасности, то ли посчитав это ниже своего достоинства, то ли рассчитывая на авось, то ли еще почему.
⠀
Одним словом, ничто не слишком.