На этой неделе ЦБ повысил ключевую ставку до максимума почти за пять лет – до 9,5%. Делается это с целью повышения стоимости денег, что стимулирует их вывод из наличного оборота на депозиты, а за счет этого снижается инфляция (вместе с экономическим ростом). В прошлом году инфляция даже по официальным данным составила 8,39%.
А еще в феврале Комитет по финансам Псковской области сделал прогноз по бюджету региона до 2036 года. Мне он показался совершенно синтетическим, потому что там банально взят план бюджета на 2022 год, прогноз на 2023–2024 годы, а дальше на собственные доходы и консолидированный бюджет наложен рост в 4% каждый год до 2036 года.
Но я бы напомнил, что с 2000 года в России официальная инфляция была всегда выше 4% (за исключением 2017 года – 2.52%, и 2019 года – 3,05%). А в 2021 году официальная инфляция составила 8,39%.
Т. е. все эти прогнозы не имеют под собой никакого реального значения для населения.
Для населения полезно понимать, как растет их личное благосостояние или хотя бы как изменения бюджета региона коррелируют с официальной инфляцией. Т. е. в среднем регион нищает или богатеет?
Для этого я взял реальные цифры собственного и консолидированного дохода бюджета Псковской области (по итогам исполнения бюджета на декабрь каждого года из отчета комитета по финансам), посчитал изменения этого показателя год к году, а на все это наложил официальную инфляцию.
Инфляцию сдвинул на год вправо для наглядного понимания изменений бюджета. Например, если у нас доходы консолидированного бюджета выросли в 2021 году к 2020 году на 6,33%, а инфляция за этот год выросла на 4,91%, то формально мы видим реальный рост на 1,42%. А вот с 2022 годом скорее будет падение на 10,18%.
Вот эта дельта по сравнению с официальной инфляцией (рост или падение) показана внизу таблицы. Но стоит помнить, что официальная инфляция, она, как и демократия в России, носит сугубо имитационный характер. Фактически продукты питания, которые у россиянина составляют основную долю расходов, дорожают существенно быстрее официальной инфляции.
Прогноз инфляции на 2023 и 2024 годы в таблицу можно было занести по министерству экономического развития (4%), но я поставил в план среднюю инфляцию за прошлые девять лет – 6,58%. Это не совсем корректно с экономической точки зрения, но за прошлые 20 лет инфляция в 4% или ниже была всего два раза, и почему она за два года упадет с 8,39% - предположить почти невозможно. Ну если только ЦБ опять повысит ставку до 17%, как в 2014 году.
А теперь к таблице расчетов:
В таблице отлично видна стоимость внешнеполитических амбиций руководства страны в 2014 году, снизившая бюджет региона сразу на четверть за два последующих года. Так же виден существенный рост бюджета в 2018–2020 годах.
Но на периоде в 11 лет это бюджет стагнирующего региона. И нет ни одной причины, чтобы предположить, что со временем станет лучше.
Собственно, и вся страна сегодня находится в экономическом плане на уровне 2008 года - естественный итог отсутствия конкуренции в политике и бизнесе.