На круглом столе по пыткам в круглом зале Колонного Зала.
Круглый стол собрал правозащитников, депутатов Госдумы от партий "Новые люди" и КПРФ, журналистов, представителей Генпрокуратуры, Минюста и других заинтересованных ведомств.
Екатерина Шульман сказала о том, что криминализация пыток как особо тяжкого преступления позволит перевести пытку из существующего сегодня обычая в преступление.
Депутат Госдумы РФ Ксения Грачева отметила, что применение пыток фактически является изменой Родине, так как меняет политическая реальность нашей страны.
Ведущий круглого стола Александр Харуджи призвал депутатов при посещении ими своих избирательных округов, обязательно посещать СИЗО и колонии. Он отметил, что это может спасти чью-то жизнь.
Стоявший у истоков общественного контроля Валерий Васильевич Борщев рассказал о том, как при посещении СИЗО №2 г. Москвы «Бутырка» вместе с В. Ф. Абрамкиным они обнаружили в пресс-хате человека, которого пытали при помощи сокамерников. Его удалось защитить от пыток, однако те, кто пытали, никакой ответственности не понесли.
Асмик Новикова рассказала о различном опыте постсоветских стран по борьбе с пытками. Так, например, на Украине введена отдельная статья об ответственности за пытки, однако единая и для должностных лиц, и для обычных граждан. Из-за этого выявить, сколько должностных лиц было привлечено к ответственности, статистика не позволяет.
Наталья Таубина отметила, что в настоящее время большинство сотрудников, которые привлекаются к ответственности за пытки, садятся по ч. 3 ст. 286 УК РФ, однако самостоятельной статистики по ней нет. Такая же ситуация будет и по предлагаемой А. Клишасом части 4 ст. 286 УК РФ.
Депутат-коммунист Юрий Петрович Синельщиков сказал о том, что они в Комиссии Госдумы поддержали проект Клишаса, но он работать не будет. Для успешной борьбы с пытками важно повысить профессионализм прокуроров и вернуть прокурорам право на возбуждение уголовного дела. Общественный контроль, по его мнению, этой проблемы не решит. При этом он отметил вклад в борьбу с пытками Льва Пономарева*, Валерия Борщева и меня.
Я в своем выступлении предложил обеспечить допуск адвокатов в помещения полиции с момента доставления человека в служебное помещение, пока он еще не является ни задержанным, ни привлеченным к административной ответственности, обеспечить возможность участия адвоката в оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых с подозреваемыми и задержанными в помещения оперативных служб, разработать методические рекомендации СК и Генпрокуратуры по проверке заявлений о пытках и расследовании данной категории дел.
Рассказал я и о работе Минюста по работе над новыми ПВР, нормами довольствия, разработке Дорожной карты по борьбе с пытками. Хоть это и не позволит победить пытки полностью, но сможет заметно, а возможно и радикально, снизить их масштабы.
Руководитель фракции партии «Новые люди» А. Нечаев, подводя итоги обсуждения, сказал, что фракция будет определяться, какой проект поддерживать, исходя из политических реалий, однако при поддержке проекта А. Клишаса будут поддержаны поправки, разработанные правозащитниками на основании законопроекта Л. Нарусовой. Нечаев согласился с мнением участников круглого стола в том, что борьба с пытками не исчерпывается только изменением в законодательство.