На могиле Виктора Смирнова, захороненном 27 сентября 2021 года на кладбище села Актаныш, был спилен крест. Я - родственница усопшего. Несмотря на то, что закон на нашей стороне и семья восстановила крест за свой счет еще 4 ноября, мы продолжаем получать многочисленные обвинения от некоторых жителей села и сторонних наблюдателей. Я решила ответить на каждое из этих обвинений с человеческой точки зрения, не опираясь на закон. Проясняю ситуацию, чтобы снять напряжение, раз этим не занимается пресс-служба главы Актанышского района Энгеля Фаттахова.
1. "Вы чужие для Актаныша люди"
Виктор был прописан в Актаныше, восстанавливал родительский дом своей жены вместе с ней. Что касается меня, то я родилась в селе Такталачук в 15 км от села Актаныш и провела детство в районе.
2. "Кладбище мусульманское"
Могилы православных и кресты на кладбище появились много десятков лет назад. 19 декабря 2021 года мы сходили на кладбище. Оно не было мусульманским на момент похорон Виктора по православным обычаям. Более того, христианские и мусульманские усопшие захоронены рядом.
3. "Кладбище татарское"
На православных могилах высечены русские имена, фамилии, отчества. Мы не знаем, были ли они русскими, кряшенами или, например, чувашами. Кряшены, к слову, не относят себя к татарам, считая себя потомками волжских булгар, проживающих на территории Татарстана задолго до образования Казанского ханства. Поэтому кладбище нельзя назвать чисто татарским.
4. Нас обвиняют в том, что похоронили русского в чисто татарском селе
В России татар более 30%. Как русские, узнав об осквернении могилы православного в Татарстане, отнесутся к ним? Как вы относитесь к захоронениям татар в чисто русских селах?
5. «Зачем привезли хоронить в мусульманское село, наплевав на традиции, обычаи и религиозные чувства жителей?»
Крест – религиозный символ православия, но связан он также с мусульманским пророком Исой. Иисус Христос и Иса – это одно и то же лицо. Как может крест затронуть истинного мусульманина, чтящего Коран? Всего в 30 м от кладбища возле автозаправки стоит закусочная. Шаурма со свининой, по словам продавца, продается в ней также хорошо, как и с курицей. Алкоголь, конечно, сейчас есть почти во всех продуктовых магазинах, но в Актаныше и алкомаркет не сидит без клиентов. В селе основная часть женщин не ходит в хиджабе, а большая часть мужчин без бороды. Разве эти факты повседневной жизни не затрагивают чувства, традиции и обычаи местных мусульман? В нашей семье религиозные чувства также затронуты: место для могилы Виктора выделено неправильно, и не мы его выбирали. Но именно душевная боль дает нам силы решать вопрос о раздельном захоронении православных и мусульман впредь, взаимодействуя с властями и духовенством.
6. Пишут, что я унизила население
Я не поняла, что имели в виду, но предполагаю, что фактом освещения в прессе. Если так и есть, то это все равно, что обижаться на отражение в зеркале. Чистота и достоинство, если они есть, всегда внутри. И внешне они себя проявляют.
7. "Вместо креста надо было ставить камень"
Камень ставится после оседания могильного грунта. Если гроб деревянный, то примерно через год. Придет время и для камня. Но в православии крест является неотъемлемой частью всех обрядов – в том числе ритуальных. Не мы придумывали эти обряды, не нам их менять.
8. "Могли похоронить в селе Михайловка, где хоронят русских"
К этому селу Виктор не имел никакого отношения. Нами была исполнена его воля быть похороненным в Актаныше.
9. "Привезли сюда, потому что было дорого в городе"
В городе место для могилы такое же бесплатное, как и по всей стране. Таков закон. А вот перевозка к месту захоронения обошлась семье в значительную сумму. В составе расходов не только найм катафалка, но и проезд родных и близких Виктора на пяти автомобилях. В чем же тут экономия?
10. Пишут, что это хулиганство и мы «раздули из мухи слона»
Произошедший вопиющий инцидент - далеко не хулиганский, и это подтверждается единой позицией местной администрации, духовенства, и – главное! - некоторых местных жителей. Если сейчас закрыть глаза на само отношение к произошедшему в Актаныше, то страшно подумать, что может из этого получиться спустя какое-то время…
11. Пишут, что я ловлю хайп на ситуации
Не скрою – молчать я не стану, если обидят меня или моих близких. Но в этой ситуации мы изначально хотели предотвратить большой скандал. Мы письменно предупреждали местных чиновников, что намерены освещать в СМИ как решается вопрос. Ждали два месяца, и за это время дважды посещали местную администрацию, просили принять соответствующие меры для предотвращения дальнейшего развития ситуации, внесли свои предложения письменно и даже предлагали помочь собрать деньги на видеонаблюдение за кладбищем. Вместо адекватных действий мы получили настоятельные просьбы не восстанавливать крест, предложение от участкового о перезахоронении и незаконное приостановление уголовного дела со стороны местной полиции. И только получив все это, нам ничего не оставалось, как привлечь внимание общества. Так в чем же тут хайп? Оказавшись в нашей ситуации, стали бы вы молчать?
Личный архив
12. Обвиняют в том, что я наговариваю на Руслана хазрата Муртазина и он не мог просить семью не восстанавливать спиленный крест
Прикрепляю аудиозапись разговора от 16.10.21 года в кабинете заместителя главы Актанышского района Галимяновой Р. Ф. Послушайте муллу сами.
13. Пишут, что я голословно обвиняю администрацию района в изначальном сокрытии от родственников документа о статусе кладбища
16 октября 2021 года на той же встрече замглавы района Галимянова Р. Ф. и руководитель сельского исполкома Хузин И. Т. уверили нас в отсутствии документа о статусе кладбища. Документ был отправлен мне лишь 12 ноября 2021 года в мессенджере WhatsApp.
14. Также я не голословна в просьбе Галимяновой Р. Ф. не восстанавливать крест по причине стремления администрации «сохранить татарственность по заданию республики»
Галимянова Р. Ф. просит не восстанавливать крест: «Мы стремимся сохранить «национальную чистоту».
Галимянова Р. Ф.: «У нас задача от республики - освещать и сохранять национальное».
И то, что Энгель Фаттахов против установки креста, я тоже не сама придумала.
Энгель Фаттахов сказал не ставить крест.
Я ответила на все обвинения для тех, кто не силен в законе и смотрит на ситуацию как обыватель. И я это делаю для того, чтобы вместо обвинений люди поняли необходимость решения вопроса с местной администрацией о раздельном захоронении мусульман, православных и др. законным путем. Мы ждем, что глава самоуправления Фаттахов Энгель Навапович сдержит свое обещание, данное при встрече с нами 19 декабря: кладбища села и района станут образцово-показательными не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. Он сказал, что это докажет.
Жители Актаныш обвиняют семью в оскорблении их религиозных и национальных чувств.