Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. XVII ВЕК ДЛЯ МАРИЙСКОГО КРАЯ СТАЛ «СВОИМ» ДЛЯ АВАНТЮРИСТОВ И ВООБЩЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, СПОСОБНЫХ ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ. ВПРОЧЕМ, СРЕДИ НИХ БЫЛИ И ПОДЛИННЫЕ ГЕРОИ, ОСТАВШИЕСЯ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ.

XVII ВЕК ДЛЯ МАРИЙСКОГО КРАЯ СТАЛ «СВОИМ» ДЛЯ АВАНТЮРИСТОВ И ВООБЩЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, СПОСОБНЫХ ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ. ВПРОЧЕМ, СРЕДИ НИХ БЫЛИ И ПОДЛИННЫЕ ГЕРОИ, ОСТАВШИЕСЯ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ.

Соловьёв Александр
Соловьёв Александр
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

XVII столетие было переломным в истории Российского государства. Все перипетии этого «бунташного века» отразились и на Марийском крае, представители которого воевали и в народном ополчении против польских интервентов, и в рядах повстанцев Степана Разина.

Смутное время наступило после схода с исторической сцены московских царей из старинной династии, ведущей начало от Рюрика и Александра Невского. На XVII век выпала череда народных восстаний, за что и осталось в памяти поколений это беспокойное столетие «бунташным веком». Завершился XVII век началом правления Петра Великого, круто изменившего судьбу России.

Для Марийского края это время стало «своим» для авантюристов и вообще для людей, способных держать оружие. В Смуту начала XVII века таковыми в основном стали посадские люди, не желавшие признавать власть московского царя Василия Шуйского, марийские сотники и мурзы, казаки. Всех их царские грамоты именуют «ворами» — то есть, по терминологии той эпохи, государственными изменниками. Расправлялись с мятежниками нещадно. В 1609 году вятский воевода Ухтомский писал устюжскому воеводе Стрешневу о том, что его люди поймали мурз с грамотой черемисина Чувату, который должен был передать грамоту в Вятку о том, чтобы тамошние жители присягали очередному претенденту на московский престол. После допросов с пытками огнем Чувату повесили. Повстанцев под Свияжском «топтали и кололи их, что свиней, и трупы их положили на семи верстах». Грамоты тех лет пестрят сообщениями о казнях, избиении повстанцев, пытках. Волна народной войны, однако, не утихала вплоть до 1612 года.
К тем же, кто уловил верно «ветер в паруса» и присягнул «законному государю», власть относилась щедро, оделяя верных слуг землями и отличиями по службе. Так, горномарийского сотника Акпарса, участника второго Нижегородского ополчения, приведшего Романовых к царскому венцу, наделили землей. Именно c XVII века появляется упоминание об «Акпарсовой земле». Однако народная память связала все это с более ранним временем Ивана Грозного и походом русских войск на Казань.

В «бунташном» XVII веке яркий след в истории Марийского края оставили разинские атаманы Илейка Долгополов и Мирон Мумарин. Целый месяц, с 1 октября по 3 ноября 1670 года, город Козьмодемьянск находился во власти разинцев.

Началось все с того, что Козьмодемьянский воевода Иван Побединский слишком жестко действовал в отношении местных жителей. Ожидая нападения разинских отрядов, он приказал разломать у многих горожан дома и очистить город от многих дворов и торговых лавок, чтобы сделать новую крепостную стену. Также он велел выкопать вокруг города ров.

Кончилось тем, что 1 октября 1670 г. в Козьмодемьянске произошло восстание посадских людей. Воеводу убили, а с ним и несколько приказных людей. Начался месяц вольницы. Городским головой стал Иван Шуст, посадский человек. Воставшие освободили из острога заключенных, среди которых был Илья Долгополов, бывший дворовым человеком князя Буйносова-Ростовского из Кадама, а впоследствии одним из сподвижников самого Степана Разина.

Со своим отрядом Долгополов пошел на Ветлугу бить «приказных людей» и ненавистных простому люду бояр. С Долгополовым выступил и марийский старшина Мирон Мумарин, который был родом из Троицкого Посада горномарийской стороны. В агитационных, или, как тогда называли, «прелестных» письмах к простому люду разинцы призывали «приказных людей сечь и животы их грабить, а крестьян добрить».

Каратели — воевода Михаил Бараков и князь Данила Барятинский — охотились за мятежниками. Взять Козьмодемьянск с ходу отряд Баракова не сумел, хотя и рассчитывал на то, что сами жители сдадут ему и город, и главу мятежников Ивана Шуста.

В конце концов в начале ноября Барятинский захватил Козьмодемьянск. Несколькими днями ранее на реке Сундыри его войско разбило повстанцев, а Шуст был пленен. 12 декабря Ивана Шуста казнили в Козьмодемьянске.

В тот же самый день в Тотьме был казнен атаман Илья Долгополов. Воевода Ртищев, сообщая о действиях разинцев, особо сообщал о старшине Мироне Мумарине, которому выпала честь быть казненным в Москве среди других предводителей «воровских казаков»: в январе 1671 года Мумарин сложил голову на эшафоте в Белокаменной. Но его имя и судьба не были забыты. Более того, в 30-х годах ХХ столетия Яков Эшпай начал было писать произведение о Мироне Мумарине, которое могло бы стать первой марийской оперой.

Народная память оказалась благодарной Степану Разину и его сподвижникам. В Горномарийском районе, в селе Токари, полвека назад было записано предание «Дубрава Степана», где утверждалось, что «Степан Разин грабил только богачей, бедных он не трогал. Здесь, не трогая ни скотины, ничего, они все покупали у марийцев за деньги». А мариец Токыр, ввидевший самого Степана Разина, когда тот останавливался в дубраве на горномарийской стороне, потом «ездил по деревням и покупал за деньги продукты для Степана Разина».

Неслучайно уже в конце 1970-х годов в Марийском книжном издательстве вышел роман Василия Шукшина про легендарного атамана и народного заступника «Я пришел дать вам волю». В Йошкар-Оле есть улица Степана Разина. О нем сложено множество песен, а уж «Из-за острова на стержень» в России знает каждый и пел хотя бы однажды в жизни.

Тех, кто казнил Разина, не помнят, и даже в документах той эпохи едва ли, можно найти их имена. А имена Разина и его атаманов помнят спустя три с половиной столетия, и Марийская земля не исключение. А это и есть настоящий приговор истории.

Василий ВОСТРИКОВ.
https://gg12.ru/vremya-derzhat-oruzhie/

М.Л. Чернов. Картина «Степан Разин», по мотивам романа В.М. Шукшина "Я пришёл дать вам волю".

Материалы по теме
Мнение
19 апреля
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Вредные вопросы
Мнение
15 августа
Наталия Шавшукова
Наталия Шавшукова
Заявление о том, что не надо помогать курским беженцам, абсолютно большевистское
Комментарии (0)
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме