Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я буду говорить о трех разных проблемах. Постараюсь быть предельно краток.
1. О проблемах коренных малочисленных народов
В 2020 году была принята поправка в ст. 69 Конституции РФ. Она гарантирует сохранения национального и языкового разнообразия коренных народов России. Для достижения этих целей прошу Вас:
1.1. Дать поручение разработать отдельный ФЗ «О государственной поддержке традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
1.2. Дать поручение разработать и принять закон «Об оленеводстве». С оленеводством связаны судьбы сотен тысяч представителей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, закон об оленеводстве был отклонен в 1999 году.
1.3. Решить вопрос о безвозмездной передаче представителям коренных малочисленных народов и их общинам лесных участков и сельскохозяйственных земель для ведения традиционной хозяйственной деятельности КМН.
1.4. Обеспечить реализацию особого статуса ликвидированных автономных округов Корякского, Коми-Пермяцкого, Долгано-Ненецкого, Эвенкийского, предусмотрев увеличение полномочий органов самоуправления и финансовых возможностей бывших автономных округов.
1.5. Ликвидировать дискриминацию представителей КМН, вынужденно проживающих вне мест традиционного проживания, откуда они были выселены, так как их земли освобождались для государственных нужд. На них не распространяются гарантии, установленные для коренных малочисленных народов нашей страны.
1.6. Ликвидировать дискриминацию КМН, чьи территории исконного проживания не были включены в «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности», принимаемый распоряжением правительства РФ. Данные народы не могут применять нормы основного закона - ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30.04.1999 №82-ФЗ, и иные права. В частности, прошу дать поручение правительству РФ в срочном порядке внести в существующий Перечень территории проживания абазин, шапсугов, води и ижор.
2. О пенитенциарной реформе
Несмотря на непростую обстановку в стране и выявленные чудовищные случаи применения пыток, 2021 год стал годом продвижения российской пенитенциарной реформы.
Так, при участии совета была принята Концепция развития УИС до 2030 года. При нашем участии идет работа над Правилами внутреннего распорядка учреждений УИС, новыми нормами питания и вещевого довольствия заключенных. Взят курс на более активное применение наказания в виде принудительны работ и развитие исправительных центров. Минюстом при участии совета был разработан проект закона о пробации, который позволит не только продолжить гуманизацию нашей тюремной системы, но и снизить уровень постпенитенциарного рецидива.
При участии совета Минюстом разрабатывается Дорожная карта по борьбе с пытками.
В дополнение к тому, что сказала сегодня Ева Меркачева, хочу обратить внимание на некоторые проблемы в пенитенциарной сфере, которые требуют своего решения.
2.1. В 2022 году предусмотрено создание в исправительных центрах дополнительно 20 тыс. мест для отбытия наказания в виде принудительных работ. Из них 15 тыс. мест должен создать непосредственно ФСИН. Одно такое место стоит в восемь раз меньше, чем место в СИЗО, и в 5,5 раза меньше, нежели место в исправительной колонии. В связи с этим ФСИН необходимо дополнительно 1,53 млрд руб. бюджетных средств.
2.2. Одной из причин применения пыток является низкая эффективность проверок, проводимых СК России. Прошу поддержать предложения Меркачевой о том, чтобы все заявления о пытках принимались и расследовались только сотрудниками центрального аппарата СКР. Сотрудники региональных управлений СКР, как выясняется на практике, все это делать не способны.
2.3. Несмотря на усилия ФСИН, до сих пор многие неизлечимо больные заключенные умирают или мучатся, испытывая страдания, в тюрьме. Список заболеваний, по которым заключенные могут освободиться из колонии или СИЗО, слишком узкий. Нередко мы сталкиваемся с тем, что человек умер в колонии, все понимали, что он умирает, однако его заболевание не подпадало под перечень заболеваний, при которых его можно было освободить. Прошу вас поддержать расширение круга заболеваний, утверждаемых постановлениями правительства России, по которым человек может быть освобожден из колонии или СИЗО.
2.4. В совет поступает много обращений от людей, которые осуждены на основании показаний тех, кто отбывает наказание. При этом свидетели совершенно неожиданно «вспоминают» о событиях, имевших место 10, а то и 20 лет назад, о которых они до этого почему-то никому не говорили. Затем они жалуются на применение к ним пыток, говорят о том, что дали показания под пытками, но никто уже не обращает на это внимание. Ева Меркачева об этой причине применения пыток уже говорила. Прошу вас поручить Генпрокурору России провести проверку таких дел, как в части изучения ситуации в целом, так и каждого дела в отдельности. Убежден, что большинство данных дел носит фальсифицированный характер.
3. О защите прав граждан при осуществлении жилищного строительства и обеспечения права на жилище
Здесь ситуация явно ухудшается.
Очередники на жилище снимаются с очереди на жилище чаще всего в связи с тем, что кто-то из членов семьи умер и семья перестает соответствовать критериям учетной нормы.
Дети-сироты не получают жилых помещений, но чаще всего не по причине недостатка средств, а из-за того, что выделяемые средства регионами не осваиваются.
Стандарты строительства жилья становятся все более расплывчатыми и неоправданно мягкими: требования к звукоизоляции жилых помещений отменены, дома можно строить впритык, качество жилья снижается.
Считал бы необходимым:
3.1. Запретить снятие с жилищного учета лиц, простоявших в очереди более 10 лет и снятых с учета в связи со смертью кого-либо из членов их семьи, так как подобный подход провоцирует органы власти и местного самоуправления на бездействие в ожидании, что пожилой или тяжело больной член семьи умрет и проблема решится сама собой.
3.2. Установить обеспечение жильем очередников на жилище и детей-сирот в качестве одного из критериев оценки органов государственной власти субъектов РФ.
3.3. Создать при правительстве России рабочую группу с участием совета и УПЧ по разработке минимальных стандартов для строящегося жилья. Это затрагивает каждый год интересы миллионов новоселов.
Спасибо!
Доклад окончен.