Был в Ужуре начальник РО НКВД по фамилии Григорьев. Без малого 20 лет в ЧК, на хорошем счету. Особенно хорошо он поработал в 1937–1938 годах. Выполнил все разнарядки по лимитам, организовал работу. Куча врагов расстреляна, остальные сидят в лагерях.
Но "произошла чудовищная ошибка", и Григорьева посадили на 10 лет. Он пишет письмо первому секретарю крайкома о том, почему же именно с ним так обошлись. Все так делали, а посадили почему-то именно его.
Письмо содержит точное описание нравов в УНКВД, в частности, то, как создавалось ровсовское дело в Красноярском крае.
Показательно, что он пишет не прокурору, к примеру, не куда-нибудь в Верховный суд. Он знает, что правосудия нет и закон ему не поможет. Он закон и не пытается искать, он ищет справедливости. Машина так не работает, машина работает не так. Григорьеву ли это не знать. Вот чекистам спускали разнарядки по лимитам по первой и второй категории в 37–38-м, а в 39–м спустили разнарядку на самих чекистов. Партия сказала "надо", ничего личного, просто партийная дисциплина. Надо отобрать 20 или 45 чекистов и сделать их козлами отпущения - ну, значит отобрали 20 или 45. Сказали бы отобрать 60 - отобрали бы 60. Сказали бы не посадить, а наградить - не посадили бы, а наградили. Почему именно Григорьев попал под раздачу - а не почему, так карта легла. Так же, как у расстрелянных им ужурцев - почему именно они? А не почему, так карта легла.
Может, он сделал свое дело и перестал быть нужным, может, избавлялись от исполнителей, может, подсидели его молодые волки в Ужурском НКВД, которые лучше сориентировались в ситуации 1939 года, а может, какой-нибудь лейтенант в краевом НКВД задумал стать капитаном и Григорьев показался ему подходящим подспорьем для этого. В общем, его посадили несмотря на его заслуги перед партией.
Почитайте документ, крайне интересный для понимания машины террора.
Такие дела.
А почему вспомнил? Да так, навеяло.