Муниципалитеты, судя по всему, не видя иных способов зарабатывать в условиях централизации полномочий на уровне региона, решили зарабатывать на похоронах. То есть монополизировать похоронное дело, благо люди в Тверской области, как пел Алексей Румянцев, «чаще умирают, чем рождаются». Делается это по стандартной схеме — принимает новое положение о похоронном деле, в котором прописывается, что все работы — в том числе выдача разрешения и содержание кладбища — осуществляет некий аналог «единого оператора» — организация, выбранная по итогам конкурса.
Конкурсы в Тверской области давно чудесным образом проходят, так что победитель известен еще при объявлении конкурса.
Года три назад аналогичным образом действовали в Ржеве. Тогда администрация города передала функционал по выдаче разрешений на захоронение своему муниципальному предприятию, которое также оказывало услуги по организации похорон. Логично, что в этой ситуации все остальные компании на рынке оказываются с этого рынка если не выкинутыми, то точно ограниченными и поставленными под зависимость от «правообладателя».
Во Ржеве бизнес с этой подачей не стал мириться, подал в ФАС, те признали ограничение конкуренции, а потом все это закрепил Арбитражный суд Тверской области и апелляция. Ржев регулярно становится местом, где тверские антимонопольщики показывают, что могут и умеют работать, достаточно вспомнить, как прилетел штраф «Электромеханике» за поставку ФАПов до конкурса.
Но сама по себе схема себя не изжила.
В 2021 году по этому же пути решили пойти в поселке Новозавидовском Конаковского района Тверской области. Там тоже приняли новое постановление о похоронном деле, решив передать весь функционал одной компании. Эту компанию, чтобы создать видимость конкуренции, выбрать решили на открытом конкурсе.
Конкурс состоялся 30 сентября. Победила на нем компания «Новозавидово Ритуал-Сервис», которая была создана лишь в июне этого года, а ее «владелец и учредитель» Владимир Костиков до сего дня ни одним бизнесом не руководил. Зато теперь его компания занимается похоронным делом не в самом дешевом поселке не самого дешевого района Тверской области, а ранее работающий бизнес благополучно может быть послан.
Конкурс компания выиграла по одному критерию — штат. В штате компании оказалось сразу 11 человек. «Новозавидово Ритуал-Сервис» еще не работала, а уже наняла сразу 11 человек.
Создание компании под конкурс, совершенно левые люди, сомнительная победа на конкурсе — все это намекает, что следы компании нужно искать в местной администрации, которой руководит, к слову, бывший глава Заволжского района Твери Дмитрий Синягин. А заместителем у него работает Евгений Сияркин, который и начинал реформу в Ржеве.
Понятное дело, что земли в Тверской области много, так что полтора на два квадрата выдадут бесплатно всем желающим (очень странная формулировка, но что поделать). Другое дело, что «Новозавидово Ритуал-Сервис» может установить монопольно высокие цены, а доступ лишь одной компании к кладбищу приводит к известному последствию — коррупции в выборе участка.
Это не считая, что на территории убивается и так работавший бизнес.
Но что не сделаешь ради монополии на похоронный бизнес. Хотя есть высокая вероятность, что и эту историю с конкурсом и положением благополучно снесет федеральная антимонопольная служба, как это чаще всего и бывает в регионе.