Экономист Владимир Левченко недавно высказал предположение, что СССР экономически развалили правофланговые пятилеток, победители соцсоревнований и прочие передовики производства. Подумаешь, Америку открыл!
В середине 60-х, на излете косыгинских экономических реформ, работал я в заводской многотиражной газете. Шкаф в комнатушке, именуемой редакцией, был забит популярными брошюрами о захлебнувшихся экономических реформах. Нахватавшись оттуда прогрессивных идей (а заводская газета называлась «Прогресс»), я начал собирать материал для статьи о вреде перевыполнения планов в условиях плановой экономики. В отделах снабжения и сбыта узнал, что завод по инерции продолжает перевыполнять планы по изделиям для машин, которые сняты с производства, что заводские склады забиты так называемым неликвидом и т. д. и т. п. От моей статьи веяло холодом аналитики и жаром публицистического гнева в адрес тех, кто пускает на ветер трудовые и материальные ресурсы родной страны, тормозит развитие экономики, а всякого рода правофланговые пятилеток вносят хаос в продуманные планы, разработанные серьезными ребятами из Госплана СССР. Я очень гордился своим экономическим открытием и, переписав статью набело, отдал ее редактору.
Редактор – выпускница факультета журналистики Воронежского университета – прочитала рукопись, трагически охнула и полетела в райком КПСС доложить о разоблачении диссидента, окопавшегося под крышей оборонного завода, а она проявила бдительность. На следующий день меня гневно клеймила секретарь райкома по идеологии за попытку дискредитации идеи соцсоревнования, а еще через день меня уволили по собственному желанию. Позже я несколько лет проработал в областной газете корреспондентом отдела промышленности, строительства и транспорта, но на соцсоревнование больше не покушался, чем невольно тоже способствовал развалу СССР. Но больше других этому способствовала армия секретарей по идеологии и прочие верные марксисты-ленинцы и ленинцы-сталинцы.
Впрочем, причин развала СССР было несколько, и он рухнул в одночасье, как подгнивший сарай.