Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Российские власти постепенно криминализируют гражданский сектор

Российские власти постепенно криминализируют гражданский сектор

Павел Чиков
Павел Чиков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Все больше людей оказываются в одном шаге от уголовного дела. 

1. Началось все с пресловутой «дадинской статьи» 212.1 УК РФ. Она позволят возбудить уголовное дело в отношении участника протестной акции, если он три раза подряд привлекался к административной ответственности по статье 20.2 КоАП, то есть за нарушение порядка проведения митингов и участия в них. Условно говоря, если человек вышел на протест 23, 31 января, 2 февраля, а затем еще в апреле, то в течение года (пока длится «судимость») с даты первого постановления он рискует стать фигурантом уголовного дела даже за твит «хорошо бы сейчас выйти на улицу» или потому что стоял с друзьями на улице. За такими потенциальными фигурантами полиция может целенаправленно охотиться и творчески подходить к обоснованию необходимого для уголовки четвертого нарушения. Так были нейтрализованы все так называемые «привычные протестанты» - люди, которые выходили на каждую акцию протеста. Они вынуждены теперь пересиживать дома и самоцензурироваться в соцсетях как минимум до истечения годичного срока с первой административки. В одной только Москве с начала 2021 года за повторное нарушение порядка проведения митингов (часть 8 ст. 20.2 КоАП) привлечены к административной ответственности 162 человека. Это кандидаты в фигуранты уголовных дел при соблюдении вышеописанных условий.

2. Затем явное увлечение административной преюдицией (когда нельзя привлечь к уголовной ответственности без привлечения сначала к административной) привело к переводу 90% дел об экстремизме в разряд административных. В этом был большой плюс, так как ушла в прошлое главная репрессивная дубинка за слова в интернете. Однако произошел мгновенный рост числа экстремистских административок, где уровень доказывания вины опустился ниже плинтуса, решения судов выносятся на основании заключений учителей из местной школы, а то или вовсе без таковых. Все достижения, вроде отказа уголовных судов признавать полицию социальной группой, спущены в унитаз. Теперь снова обидеть словом полицейских означает стать экстремистом. Каждый привлеченный к ответственности по ст. 20.3.1 КоАП (за первичный экстремизм) в случае «рецидива» в течение года рискует стать фигурантом уголовного дела.

3. И наконец, с новым годом, господа иноагенты и нежелательные. На активистах нежелательной "Открытой России" (дело Шевченко и другие) следствие и суды отработали практику. Сначала привлекают к административной ответственности по статье 20.33 КоАП ("Участие в деятельности нежелательной организации") за забытую на сайте ссылку (дело Игоря Каляпина) или 5–6 лет назад запощенную публикацию в Facebook с логотипом (дела Алексея Глухова). Штрафы там невеликие, но тем самым на целый год руководители правозащитных организаций ставятся под дамоклов меч уголовного дела. Достаточно «отыскать» еще одну соответствующую публикацию — и привет, уголовка по ст.284.1 УК РФ. 

В результате, любой протокол за участие в нежелательной организации (вне зависимости от формы или вообще факта такого участия) служит китайским предупреждением перед риском уголовного дела с перспективой следственного изолятора (как Михаил Иосилевич в Нижнем Новгороде).

Похожая схема наказания введена для иноагентов. Прежде всего она касается новоявленных СМИ-агентов, коих с конца прошлого когда насыпалось больше 70. Большинство — индивиды, не организации, - журналисты и активисты (правозащитник, феминистка и координаторы "Голоса"*). Каждый из них несет кучу новых обязанностей — ставить плашку на любую публикацию и сдавать кучу отчетов в Минюст. Неисполнение любой из них карается штрафами, но главное — после третьего нарушения в течение года — уголовное дело по статье 330.1 УК РФ. Пока таких дел не было, причем не было и ни одной административки. Но несчастные случаи не производстве обязательно будут.

В перспективе ближайших лет сотни, если не тысячи наиболее активных граждан и журналистов будут находиться под угрозой уголовного преследования. Они будут вынуждены ограничивать себя в публичных высказываниях и в уличном протесте. Таковы новые реалии.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
6 октября 2021
3
Оксана Труфанова
Оксана Труфанова
Без пыток и гулаговских пережитков все рассыпется?
Мнение
29 октября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Танцы в ритме БРИКС. Что принесла в мировую политику встреча глав государств в Казани
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Маркел
7 окт 2021 17:29

Ну это вы дали - сотни, тысячи лет. Путинской власти от силы осталось лет 10, и то если народишка русский хронически мазохистичен. Власть юБИЛЯРА не устойчива, как бы он не старался нарастить мышцы "силовиков".

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Права человекаПравозащитники