29 сентября произошло знаковое событие — Минюст внес меня в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Вместе со мной туда внесли еще 21 физическое лицо, подавляющее большинство из них — активисты движения «Голос»* (в том числе еще три члена совета движения).
Я неоднократно писал о том, что все законодательство об иностранных агентах – антиправовое. Но закон, предусматривающий включение российских граждан в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, — верх абсурда. Во-первых, мы — граждане, а не СМИ (пусть мы и ведем блоги, но их читают лишь сотни человек). Во-вторых, мы уж совсем не иностранные СМИ. В-третьих, мы — не иностранные агенты.
Впрочем, один мой знакомый по совсем другому поводу (но тоже правовому и политическому) как-то заметил: есть большая разница между законным супругом и лицом, выполняющим функции законного супруга.
Так что прошу иметь в виду: я — не иностранный агент, а лицо, выполняющее функции иностранного агента.
Те, кто меня хорошо знают, прекрасно понимают суть принятого Минюстом решения и реагируют соответственно. Я получил поддержку от нескольких сотен людей. Столько откликов у меня не было даже на день рождения! Вот типичные комментарии:
«Горжусь нашим знакомством», «Это серьезное признание заслуг и профессионализма», «Выражаю солидарность и поддержку!», «Знак качества».
За несколько часов я получил в Facebook десятки запросов на добавление в друзья.
Немало и откликов в СМИ. Вот что написал, например, «Коммерсантъ»: «Аркадий Любарев* является одним из наиболее авторитетных исследователей российского избирательного законодательства. В 2017 году он вошел в экспертно-консультационную группу при председателе ЦИК Элле Памфиловой, а в период с 2019 по 2020 год возглавлял ее. Также с 2018 по 2020 год входил в научно-экспертный совет при ЦИК России. Последовательно критиковал российское избирательное законодательство и призывал заменить его единым избирательным кодексом, который разработал совместно с другими экспертами».
Но для тех, кто меня знает мало, несколько пояснений.
Я не получаю никакого иностранного финансирования. Более того, уже второй год я не получаю никаких регулярных доходов, кроме пенсии и процентов от вкладов. Впрочем, мы живем в условиях нарастающего абсурда. И если недавно акции Сбербанка были признаны иностранным финансовым инструментом, то я не удивляюсь, если вдруг проценты по сбербанковскому вкладу будут сочтены иностранным финансированием.
Примерно лет 10 назад я короткое время получал зарплату в российском НКО, которое существовало на зарубежные гранты. Но вот что принципиально.
Я никогда ничего не писал по заказу, а исключительно по внутреннему убеждению. Я работаю в области выборов уже больше 30 лет. За это время из каких только источников я не получал вознаграждение за свою работу: и, как уже выше отметил, из иностранных грантов, и от российских предпринимателей («Серп и Молот», «Норильский никель»), и от московской мэрии, и от вполне провластного Российского фонда свободных выборов, учрежденного ЦИК. А многие тексты писал абсолютно безвозмездно.
Но никто еще не уличал меня в том, что мои тексты, написанные в течение этих 30 лет, противоречат друг другу. Независимо от источника финансирования, я всегда писал на основании своих выработанных правовых и политологических принципов и подходов. И никогда не отрекался от того, что написал. Полагаю, что только так должен вести себя настоящий эксперт.
Не могу не вспомнить, что всего три с половиной года назад, когда я праздновал 60-летие, мне вручили два адреса. Один был подписан Эллой Памфиловой, другой — Алексеем Кудриным. Вот краткие выжимки из них:
«Богатейший опыт в этой сфере и высокий профессионализм вызывают искреннее уважение. Вы всегда находите вариант решения сложнейших вопросов, возникающих в период избирательных кампаний, исключительно ответственно и профессионально подходите к любому делу».
«Вы — один из ведущих российских экспертов, занимающихся проблематикой выборов. Исследования и инициативы таких специалистов, как Вы, позволяют совершенствовать избирательную систему нашей страны».
Интересно, как отреагируют Элла Александровна и Алексей Леонидович на решение Минюста? Скорее всего, промолчат.
Время такое, что «совершенствовать избирательную систему нашей страны» могут только «иностранные агенты».
Естественный вопрос: что дальше?
Статус физического лица, включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, довольно неприятен. Он накладывает разные обязанности и ограничения. Но это все преодолимо.
Честно признаюсь: меня удручало то, что круг моих читателей довольно узок. И у меня постепенно зрело желание сосредоточиться на научной работе, сократив публицистические и просветительские публикации.
Но теперь я чувствую, что круг моих читателей будет расширяться — спасибо Минюсту за рекламу! И я не собираюсь прекращать публицистическую и просветительскую деятельность.
Не хотелось цитировать одного неприятного исторического персонажа, но иногда и он выражался очень точно:
Наше дело правое! Победа будет за нами!