Выборы депутатов Государственной думы ФС РФ 8-го созыва были необычными. Не в том, конечно смысле, что они были настоящими, а в том смысле, что голосование на них длилось 3 дня, активно использовались такие способы голосования, как голосование по месту нахождения и дистанционное голосование. Все эти способы были направлены в первую очередь на то, чтобы повысить явку избирателей, которая в последние годы снижалась в связи с потерей интереса граждан к нашим «квазивыборам».
Повышение явки избирателей, вероятно, было поставлено как главная задача перед переназначением председателя ЦИК РФ в 2021 году. В определенной степени задача была выполнена: явка повышена на 3% (Картинка 1).
И это при 3-х днях голосования (Картинка 2) и 2% дистанционного голосования (заметим в скобках, что официальной статистике 2007–2011 годов стоит доверять меньше, чем статистике других лет).
Стоит отметить и тщательное уточнение списков избирателей перед выборами. Обычно между данными о численности избирателей на 1 июля (или на 1 января) и данными по общему числу избирателей, включенных в список избирателей на конец голосования происходит резкий рост числа избирателей (исключение составляют выборы Медведева в 2008, четвертые выборы Путина в 2018 году и только что прошедшие выборы – см. Картинку 3).
На последних выборах был поставлен РЕКОРД уменьшения списка избирателей: за 1 месяц и 19 дней убыло 1,9 миллиона человек. Впрочем, собственно за дни голосования список все равно подрос примерно на 530 тысяч человек.
Этот РЕКОРД был не единственным. Технология привлечения к голосованию подопечных социальных служб на этот раз была использована почти полностью. В результате доля голосовавших «на дому» резко выросла (Картинка 4).
Еще один РЕКОРД поставлен по доле недействительных бюллетеней (Картинка 5). Вероятно, так сказался «российский протест».
Скорее всего, именно протест сказался и на доле унесенных бюллетеней, которая превысила показатели всех предыдущих госдумовских выборов за исключением выборов 1995 года (Картинка 6).