«Нам бы катер…» 1 сентября дети из поселка Стеклянное Пудожского района добирались в шальскую школу через реку на частных катерах. Доступность образования не смогли обеспечить ребятишкам ни местная власть, ни районный прокурор, надзирающий за исполнением закона, ни директор самой крупной в районе школы…
И снова есть повод вспомнить красивый лозунг «России важен каждый ребенок». И программу президента «Десятилетие детства в России». Ну никак все эти потуги улучшить положение детей не доходят до карельской глубинки.
В Пудожском районе есть поселок Стеклянное, который отделен от поселка Шальского рекой. Широка река и в ненастье опасна: старожилы помнят, что по Водле когда-то заходили из Онего большие грузовые суда и пассажирские теплоходы. Постепенно оба поселка лишились производства, а жители Стеклянного и со своей школой распрощались. Детей прикрепили к шальской школе – на другом берегу реки. Осенью и весной на занятия их возил специальный катер, зимой – проще, бегают сами по льду…
Однако 1 сентября 2021 года катер так и остался стоять на приколе. 15 детей и педагоги добирались на линейку на частных катерах и лодках. Родители задолго до начала учебного года требовали у власти решить вопрос перевоза, однако человека с правами вождения катера на приличную для этих мест зарплату в 30 тыс. руб. найти не удалось. Об этом рассказал нашему паблику Александр Шарапов, бывший уполномоченный по правам человека в Карелии, проживающий сейчас в Пудоже.
Александр Сергеевич связался с директором шальской школы Еленой Смирновой и главой администрации Пудожского района Ладыгиным, но ничего обнадеживающего не услышал. Директор пояснила, что с весны пыталась найти водителя, но тщетно. Об этом она оповестила родителей в школьной группе «Звонок». «На сегодняшний день вакансия «водитель катера» - АКТУАЛЬНА. Спасибо неравнодушным людям, которые с апреля помогали решить эту проблему. Проблема не решена, но я снова обращаюсь к вам: если есть такой человек, проживающий в поселке Шальском или Стеклянное, и он может начать работать, позвоните мне по телефону +7 921 728-25-01».
Директор также пишет, что родители имеют возможность решить вопрос обучения детей иным путем, например перевести их в другое учебное заведение. Что это означает? Все просто: посадить ребятишек от мала до велика в автобус и – в Пудож, по разбитой дороге. Причем в пути – более 30 км – они будут находиться с превышением норматива. Но кого это волнует?
Глава администрации района Ладыгин побывал на линейке в пудожской школе №3. Он не поехал 1 сентября в шальскую школу, возможно, и потому, что решить проблему обучающихся здесь детей из Стеклянного бессилен оказался. К тому же родители школьников из оптимизированных чиновниками год назад старших классов шальской школы без восторга относятся к районным управленцам, по-видимому, эта неприязнь передалась и мамам-папам младшеклассников: вырастут дети и тоже поедут в автобусе за знаниями. Кстати, в ту самую школу №3. Наш паблик не раз рассказывал о том, как родители даже до суда дошли, чтобы их дети могли пользоваться правом учиться в шаговой доступности. Но – нет, они второй год ездят за 30 км в Пудож!
Дошли наши активисты и до районного прокурора Вагина. Представитель КРОО защиты прав граждан «Согласие» Галина Николаевна Погудалова, родиной которой является Стеклянное, позвонила 2 сентября стоящему на страже исполнения законодательства прокурорскому работнику и, как поняла из разговора, он не очень-то и в курсе проблемы. Трубка была передана сотруднице, отвечающей за соблюдение прав детей. И все пошло по кругу…
– Придется обращаться в республиканскую прокуратуру, – заключила общественница, – если права детей моей малой родины некому защитить. Знаю, как опасна наша река в непогоду. Нельзя допустить новой трагедии, подобной сямозерской, надо незамедлительно искать специалиста, если за лето не удосужились никого подготовить.
На фото плавсредство, о котором в соцсети жители Стеклянного пишут: «Вот он, наш катер. Так и хочется на борту, вместо номера, написать: "Неприкаянный"!» — и шальская школа.