С точки зрения Л. Гумилева, пассионарность этногенеза обусловлена степенью его молодости, плотности и уверенности в том, что общая судьба народа зависит от скоординированных действий, но только в том случае, если общество понимает вектор своего развития. Можно согласиться, что для ХХ века теория была хороша, но энтропия размыла плотность, продолжительность жизни - молодость, а эгоизм атомизировал оставшиеся заморочки, в смысле общего сознания нации.
Сейчас ничего этого нет в помине. Возникает вопрос, а как же тогда жить в тоталитарном обществе? Все безнадежно, или есть какой-то ключик, которым можно открыть потайную дверцу в ящике Пандоры? Нетерпеливые люди говорят, что не надо никакого ключика, достаточно ковырять дверку ножичком, все равно откроется рано или поздно.
А мне что-то кажется, что можно в ХХI веке и другую теорию придумать.
Смотрит Создатель на нас в свой монитор и улыбается, подкручивая отверткой что-то в ДНК. Не торопится, но успевает всегда вовремя, давая простор человечеству, провести работу над ошибками. Иногда думаю, что ему нравятся наши теории.