Давно живу, давно пишу на севере, но пожалуй никогда не было такого сомнительного чувства тревоги, чувства неопределенность, не знаю как у вас, а у меня даже где-то и чувство страха перед будущим, про которое нам вообще-то рассказали, что оно предопределено.
Нам вроде бы как сказали не рыскать глазами, мы вроде бы сами, но может быть, кто и не сами, но проголосовали за "обновленную Конституцию". И мне вроде бы как, если вчитаться, если обойти стороной скрепы, если не удариться о торчащие углы разнообразных скреп, то можно найти главное: до 36 года все будет спокойно. Да?
От этого «спокойно» как-то все очень неспокойно. Вот идут у нас сейчас выборы, мне эти выборы напоминают проигрыш Спиридонова, я достаточно хорошо помню этот сюжет, когда Спиридонов не мог поверить, что Торлопов выиграл за счет голосов его же подчиненных. Ну вот элементарно буквально на улице Бабушкина, в тогдашнем месте компактного проживания республиканской элиты, подняли протоколы, а там Торлопов выигрывал у Спиридонова, а Спиридонов считал себя ну если не богом, то как минимум полноправным хозяином Коми земли.
И честно говоря, имел на это права, был человеком высшей степени заметным, ярким, субъектным. Та система естественного отбора, она рождала сильных людей, этот естественный отбор назывался просто - выборы.
Сегодня республика балансирует в сложном положении
Сегодня республика балансирует в сложном положении и, наблюдая за избирательной кампанией, я понял, в чем заключается, в чем состоят разные стороны этого баланса. С одной стороны есть острое желание и, кстати, когда я говорю слово «Республика», я скорее имею в виду Сыктывкар, потому что политическое "Я" Коми, оно живет в Сыктывкаре.
В Ухте люди живут от звонка до звонка на заводах и в офисах. В Воркуте своя жизнь. В селах своя. Сыктывкар - политическое сердце республики, так вот в чем состоит дилемма: либо послать федеральному центру недвусмысленный сигнал, что вторая операция варягов не заходит, кавычки открываются, кавычки закрываются, и, честно говоря, если Гапликова терпеть было можно, то с последней командой в обрамлении фотомоделей, в обрамлении каких-то изысканно-матерных эскапад Уйбы, в обрамлении пандемии, которая ну не добавила, скажем так, республике ни спокойствия, ни богатства...
Тем более, глава-то из организаторов здравоохранения вышел...
А уж как арест ухтинского протеже, ну прямым образом дает понять, что долгой ставки на Уйбу нет. И вот это желание проголосовать за единственное торчащее в пустыне дерево, за Олега Михайлова. Проголосовать дружно, всей улицей Бабушкина, всем перекрашенным Желтым домом, греха таить не стоит, я лично знаю людей этом домишке, что не просто сочувствуют Михайлову, не просто пойдут и проголосуют за него, а подкидывают порой от щедрот... Плохо в этом только то, что последует какая-то реакция и вот на другой стороне дилеммы, где более все сложно, стоят последствия...
Тема объединения народов актуальна и остра
Тут мне на глаза недавно попался аналитический доклад, в котором, собственно, обсуждается древняя, история о создании Гранд Поморья, ну или Поморского макрорегиона, или Поморской республики, или большого Поморья, или как угодно, но тема объединения регионов, это тема которая насколько актуальна, настолько остра, насколько привлекает внимание отдельных деятелей в Кремле, настолько же она и пугает других деятелей. Но тем не менее она иллюстрирует общую такую тенденцию написать басню Крылова наоборот.
Мы с вами знаем, что вы друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь. Но и заниматься реально экономикой, заниматься развитием регионов это просто сложно, но мы не можем от Гапликова и Уйбы избавиться, и собственно на скамейке запасных не сидит какой-то гениальный менеджер-спаситель, за которого мы сегодня могли бы выйти все как один на некий митинг. Но даже из местных, давайте согласимся, нету такого человека, которому мы сегодня можно было в Республике Коми отдать бремя лидерства.
Но мы видим Олега Михайлова в качестве главы Республики Коми? Я лично нет, при всем к нему уважению как бойцу. Главой не вижу. Да и никто не видит, сказать по правде. Я и не знаю людей, кто видит. Так вот, при таком огромном желании сделать сложное простым, Москва будет так или иначе концентрировать ресурсы и создавать все более и более укрупненные конструкции для того, чтобы ну элементарно экономить деньги на аппарате, потому что государственный аппарат чиновничий в целом конечно в Российской Федерации за последние 10 лет, откровенно говоря, вырос в два с половиной раза.
В Коми государство становится главным работодателем
По сути дела, государство становится главным работодателем. Но возьмем Сыктывкар, градообразующим предприятием которым является… та-та-татам! - Министерство финансов Республики Коми, просим любить и жаловать. В нем самом-то трудится тьма народу, ну а всех остальных оно кормит или как минимум подкармливает.
Михайлов объективно может выиграть эти выборы, но я вижу, что власть сегодня она ведет себя как бультерьер, она не разжимает челюстей даже, если ее морду лупить деревянной палкой. Сегодня власть совсем другая. Власть, которая уцепилась в собственную государственность, власть, которая наоборот, настроена на объединение, на реставрацию Советского Союза 2.0, правда под знаменем "Единой России", но это уже отдельный вопрос к адекватности их политических менеджеров.
Может ли "Единая Россия" стать новым КПСС при живой КПРФ? Но тем не менее не заметить дезинтеграционных и националистических тезисов, которые сегодня буквально проламывает молодежная группировка внутри КПРФ, а к ней относиться не только Михайлов, конечно, к ней относится Николай Бондаренко, к ней относится Алексей Куриной, который прославился весьма успешной борьбой с китайской экспансией в Ульяновской области, где китайцы хотели строить цементное предприятие, и экологический протест там был гораздо более эффективным, чем например на Шиесе. Там не успели даже заехать на стройплощадку, как были сметены именно внутри, антикитайским протестом, где националистического было больше, чем экологического. То есть, люди умеют играть на самых тонких, на самых опасных инструментах.
Я боюсь, что победа Михайлова станет следующим камнем после голосования в НАО против Конституции на фоне слухов об объединения НАО и Архангельской области. Я вам напомню, в прошлом году единственный субъект Российской Федерации, проваливший Конституцию был наш соседский округ.
Активация проекта Большое Поморье весьма возможна в этих условиях
Я думаю, что активация проекта Большое Поморье весьма возможна в этих условиях. Жители Сыктывкара, поддержав Михайлова, вполне себе рискуют тем, что проснутся однажды в районном центре Архангельской области. В районом центре, в котором будут дороги уровня районного центра. В котором будут зарплаты уровня районного центра. В котором сейчас каждый второй бюджетник, который сегодня уютно устроился на разных должностях: кто в Академии Наук, кто в федеральном ведомостве... А будет-то кем?
Мы ведь понимаем, что "оптимизация" в этом случае неизбежна, да? Она вообще неизбежна в условиях кризиса. Как и неизбежно, честно говоря, объединение в условиях тех задач, которая ставят владеющие страной сырьевики и силовики...
Ну и, конечно, центром будет Архангельск, потому что Архангельск ведет очень такую эффективную борьбу за центральное положение в Арктике, с Мурманском и Петербургом. Петербург далеко, Мурманск слишком затрапезен. Плюс все-таки это город с неким выраженным военным акцентом, поэтому Архангельск может казаться, а вероятно всего и будет этим центром.
Но а где наше место тогда?
В этом случае власть делает примерно то же самое, что сделали коммунисты в 20 годах, отрезав Ненецкий автономный округ от Республики Коми. И сегодня власть пойдет на это для того, чтобы минимизировать эффект домино, который естественно будет развиваться после того, как человек со значком республики на лацкане получит большинство в городе, где 75% населения получают зарплату из бюджета этого государства.
А знаете, я вообще рад, что Олег Михайлов есть, потому что он Олег Михайлов говорит то, что у других на уме. Он не выглядит, как человек с большим потенциалом. Он выглядит как человек, который в один исторический отрезок напомнил людям, что говорить правду - это правильно. Но мир, в котором мы живем, он сложен настолько, что правда иногда может принести больше вреда, чем просто невысказанное слово. Просто факт. И вот в странной парадигме, в которой мы сегодня с вами живем, мы живем накануне то ли победы человека, который умеет говорить правду и которого поддерживает сама же власть, уставшая от самой себя, то ли мы получим потерю субъектности Республики Коми и растворимся в огромном, плохо управляемом макрорегионе.
И, откровенно скажем, перспективы Республики Коми внутри вот этого Поморского проекта они очень слабы, скорее всего, мы останемся на обочине, мы будем такая третья нога, совсем ненужная. Потому что Архангельская область с НАО достаточно самодостаточны и географически, и исторически уцелели. А прикладное следствие этого - люди теряют работу, бизнес, который сегодня только и держится на вот этой "столичности" Сыктывкару на республиканском бюджете, на тех возможностях, которые все-таки сегодня есть, ему придется мигрировать, только куда?
В итоге мы получим город, из которого люди уедут, мы получим город, из которого уедет молодежь (а зачем тут вообще университет, где всех сажают за мертвые души), и мы останемся с депутатом Михайловым, но без республики. Вот этот выбор является предметом, грубо говоря, сегодняшнего обсуждения. Я очень боюсь, что к этому идет, потому что, еще раз напоминаю, нынешнее российское государство - это бультерьер, оно пасть не разжимает.
Сейчас, когда в стране зажали все до предела, отчаянная смелость Михайлова и его команды смотрится странновато.
И раньше-то региональная власть старалась не дразнить федералов, хотя те были далеко не такими "бультерьерами".
А уж теперь все эти "не кормить Москву" выглядят крайне рискованными, если не сказать провокационными.