Если вы были отличником, то помните, как на вопрос учителя в классе: "Кто выскажет свое мнение? Кто самый смелый?", соседи сзади, справа и слева начинали шептать, что, конечно, именно вы. А вам чуждо быть в центре внимания, вы тушевались и испытывали неловкость. Я наблюдал подобную сцену среди выпускников, что пришли отметить 55-летие (!) со дня окончания школы, и на обращение ведущего стали переговариваться: "Слава, пусть Слава".
Перед этим часть из них стояла в фойе и, разглядывая стенды о знаменитых выпускниках, обсуждала: "Да почему у них написано не все? Он ведь член-корреспондент международной инженерной академии...". У Вячеслава Петровича Соловьёва много регалий: доктор физико-математических наук, лауреат Государственной Премии СССР, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РФ. У меня был опыт общения с академиками, и он был не самый приятный: напыщенность, взгляд сверху вниз - может, имеют право, добившись больших высот, но и я имею право не любить их. Мне нравилась академик из повести Чингиза Айтматова "Первый учитель", скромно сидевшая за столом на школьном юбилее, и точно также с первого взгляда мне понравился Вячеслав Петрович.
В том числе потому, что он сын директора Вахрушевской школы Петра Ивановича Соловьёва, при котором современное здание нашей школы было построено и стало функционировать с 1962 года, и об этом директоре я слышал отзывы от многих, самых разных, людей - отзывы с глубоким уважением, признанием, даже восхищением. Я читал записки директора Соловьёва, сохранившиеся в школьном музее, написанные с большой любовью к своему делу. Несколько лет довелось работать вместе с его дочерью Светланой Петровной - женщиной редкого типа, которую однозначно характеризует понятие "интеллигентность". Мне было чрезвычайно приятно слышать от жителя поселка, специально зашедшего в кабинет, чтобы сказать: "Вы чем-то похожи на Петра Ивановича".
На встрече выступал мужчина (им всем уже за семьдесят), который вспомнил следующую историю. П. И. Соловьёв на него сильно обиделся, когда он не пришел на выпускной после 11 класса. Года два вообще не разговаривал. Мужчина рассказал: "Я тогда пошел на выпускной к своей девушке из другой школы. Надеюсь, если бы Пётр Иванович сегодня увидел мою жену, моих детей и внуков, он бы меня простил".
Вячеслав Петрович долго работал заместителем директора Российского федерального ядерного центра в Сарове, больше 10 лет возглавляет Институт теоретической математики и физики, является научным руководителем РФЯЦ-ВНИИЭФ. В его подчинении полторы тысячи математиков и физиков, именно у них в центре самый мощный в России суперкомпьютер. Но вот он вышел к доске, и говорит о своих школьных друзьях, он смотрит на седовласого товарища на первой парте, и голос его дрожит. И мне вспомнились проводы в армию Саши, с кем были неразлучными школьными друзьями тоже с 5-го класса, и минуты, когда я понял, что означает фразеологизм "комок в горле".
Вячеслав Петрович позвал меня, и я сообразил, что забыл предупредить организаторов встречи, - не нужно никаких подарков школе. Мы рады тому, что их выпуск просто приходит. Особенный выпуск: ученые и поэты, учителя и офицеры, депутаты и артисты, просто замечательные люди. Особенный, потому что память о школьных годах, школьной дружбе они несут более полувека. Смотрим фильм о прошлом: на крыльце их заводила предлагает: "Вот школа, что нас выпустила в жизнь. Давайте поклонимся ей", и они кланяются, почти семьдесят выпускников, что съехались со всей страны на 50-летие. В этом году их меньше, 35. Годы идут. Некоторые с палочками. Восторженная Кема, кто всегда держит сценарий праздника в своих руках и не забудет никого, нынче чувствует себя неважно, и поручила ведение нам. Вячеслав Петрович дарит книги о деятельности и истории ядерного центра, он выступил их автором-составителем. У меня в кабинете с прошлого раза стоит деревянный макет атомной бомбы, вызывающий изумление у школьных хулиганов, которых иногда ко мне приводят. Дарят свои книги стихов. И опять конверт, ну с очень большой суммой и привычной надписью "Помощь школе". Будем думать, куда направить - может, учительскую модернизируем, может, музей подправим.
После встречи я точно знаю, какой должна быть школа. Она должна быть такой, чтобы ее выпускники спустя 55 лет хотели встречаться друг с другом, приезжать в ее стены, вспоминать учителей и школьную жизнь.
Существует правило пяти рукопожатий. Все люди на Земле опосредованно знакомы друг с другом через цепочку общих знакомых. На фото ниже человек, Вячеслав Петрович Соловьёв, с которым за честь поздороваться за руку и учителю, и президенту.
А в местных СМИ о таком вовсе "не рядовом" событии - ничего! Печально...