На смерть Сергея Ковалёва.
9 августа 2021 года умер Сергей Адамович Ковалёв.
Я зашел в Интернет и ужаснулся: люди, извините, за такое выражение, которые сегодня на все сто пользуются теми благами, которые Сергей Адамович отвоевал для них, принимая удар на себя, наперебой радуются смерти великого правозащитника.
Меня никогда с Сергеем Ковалёвым не связывала дружба, хотя в последние годы мы с ним состояли в одной партии. Но больше ругались. Но что бы он мне ни говорил, его мнение всегда было для меня очень важно.
Впервые я услышал о Ковалёве в конце 1980-х, когда он уже освободился из зоны, и я был потрясен тем, как этот человек точно и правдиво описывает то, что происходит в нашей стране.
Затем я познакомился с теми, кто с ним сидел в колонии, и они рассказали мне, с каким бесстрашием и достоинством бесправный зэк Сергей Ковалёв защищал права других людей в советских лагерях.
Наступил 1990-й год, и С. А. Ковалёв стал депутатом и председателем Комиссии Верховного Совета РСФСР по правам человека. Эти 3,5 года были единственными годами в истории парламента страны, когда тот всерьез защищал права человека в нашей стране. Как депутат Моссовета хорошо помню, что именно с его усилий был дан старт гуманизации советской тюрьмы. Помню, как Валерий Абрамкин по письму Ковалёва поехал проверять ИК №31 г. Красноярска, где он сидел, известную своим беспределом.
В 1993 году после разгона Советов народных депутатов Борис Ельцин распустил Верховный Совет России, арестовал его лидеров. Но Комиссию ВС РФ по правам человека терять не захотел и сделал ее Комиссией по правам человека при президенте РФ.
Но эта комиссия сыграла важную роль в том, что все противники Ельцина, кроме, В. Варенникова, который отказался от амнистии, были амнистированы.
Но находился в фаворе Сергей Адамович недолго: в декабре 1994 года он поехал в Чечню, чтобы не допустить войны с Чечней, добился ПРИЗНАНИЯ ДУДАЕВЫМ ВСЕХ ТРЕБОВАНИЙ российского руководства. После этого он приехал в Москву, несколько дней ночевал в приемной Ельцина. Но Ельцин его не принял и начал войну.
Однако и в этой войне Ковалёв смог спасти жизни, наверное, сотен наших солдат, попавших в плен. Троих из них я знаю лично. И для меня слова о том, что Ковалёв, мол, кого-то предал, в том числе и наших солдатиков, звучат совершенно кощунственно.
Хотя Сергей Ковалёв и был первым уполномоченным по правам человека в РФ, разрабатывал федеральный конституционный закон об уполномоченном, парламентским уполномоченным он так и не стал.
Родина наказала Ковалёва: на каждое доброе дело, что он совершал, Ковалёв получал по несколько тонн высокопробного дерьма.
Ковалёв С. А. допустил много ошибок, но не совершил ни одной подлости.
Что я могу сказать тем, кто хают С. А. Ковалёва в день его смерти? Кто-то из них правильно вспомнил правильную реакцию слов Хилона: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды».
Ни в коем случае не желаю хулителям Сергея Адамовича присоединиться к нему в ближайшее время. Хотя на Небесах, кстати, могут, нюхнув порожденную ими духовную клоаку, распорядиться иначе. Но если в вашей жизни с этого дня начнут происходить разные несуразности, а Родина, судьба и везение вас разлюбят, не удивляйтесь. Примите как данность: просто заслужили! Я понимаю: в своих оценках вы были искренни. Однако искренность не извиняет глупости исторического беспамятства.
А Сергею Адамовичу вечная память! Ни мы, ни когорта беснующихся недоум… его не заменят.
Такие вот дела. Нет больше у России Сергея Адамовича Ковалёва. Сергей Адамович у России был один.