Контроль за качеством воздуха ведут много служб, но в привлечении к ответственности предприятий ключевую роль играют Роспотребнадзор и Росприроднадзор (в отношении предприятий первой категории опасности), а также региональное министерство экологии (в отношении региональных предприятий). В основном система реагирования на загрязнение заключается в получении надзорными органами и прокуратурой массовых жалоб от населения на неудовлетворительное качество воздуха, после чего они делают отбор проб воздуха для подтверждения загрязнения и начинается поиск источника-загрязнителя. Так произошло в Рязани в октябре 2020 года, когда целый месяц жители задыхались от запаха сероводорода.
Фото Е. Романов
Жители башкирских городов Стерлитамака, Салавата и Ишимбая уже много лет жалуются на состояние воздуха. В основном запах появляется вечером и ночью, чаще всего перед выходными. Многие уже смирились с вонью и опустили руки. Часть умирает от онкологии, не дождавшись улучшений. Но отсутствие явно выраженной общественной активности по этому вопросу не решило проблему, а, наоборот, усугубило. Люди уезжают из городов, родители отправляют молодежь учиться в другие города с напутствием "не возвращаться". Но так не может продолжаться вечно.
В сентябре 2020 года общественники объединились в движение "Стерлитамак, дыши". Стерлитамак - самый крупный город Стерлитамакской агломерации, куда входят также Салават и Ишимбай. Вместе они составляют промышленный узел, созданный еще в СССР. Территориальная близость городов приводит к тому, что выбросы ощущаются в соседних городах. Например, вещества с салаватского Газпромнефтеоргсинтеза накрывают Ишимбай и Стерлитамак. А от стерлитамакских заводов Башкирской содовой компании (БСК) и «Тау-групп» запахи расползаются по ближайшим районам и их сельским населенным пунктам. Поэтому "Стерлитамак, дыши" выступает за воздух не 270, а более 560 тыс. населения (совокупное число жителей трех городов).
За почти год деятельности активисты научили жителей сообщать в диспетчерскую службу о неприятных запахах. Это своего рода культура проживания в промышленном городе. Если ты живешь по соседству с заводами, работающими с чрезвычайно опасными веществами, нужно быть готовым реагировать на внештатную ситуацию.
Общественники ведут постоянную переписку с надзорными ведомствами. Из нее они выяснили, что одно из главных загрязняющий веществ БСК - винилхлорид, опасный канцероген - не улавливается при замерах надзорными органами. Поэтому и превышений по нему не бывает. А значит, завод может выпустить его сколько угодно, не опасаясь привлечения к ответственности.
Видео: https://vk.com/video-198619023_456239164
Но даже если надзорные органы расширят перечень улавливаемых веществ, это мало что изменит. Ведь ночью надзорные службы не работают. И здесь снова вступают в дело общественники, которые выходят на практически ежедневные замеры воздуха в ночное время, пока чиновники и горожане спят. Только так можно выявить реальную картину по воздуху.
Общественники "Стерлитамак, дыши" на ночном замере воздуха в Стерлитамаке
Прибор российского производства ГАНК-4 взят движением "Стерлитамак, дыши" в аренду. Сейчас активисты ведут сбор пожертвований на аренду прибора в августе. Сумма в размере 60 тыс. руб. практически набрана. Общественники просят горожан и всех неравнодушных поддержать сбор, поскольку при выплате суммы равной стоимости прибора газоанализатор может перейти в собственность общественников. А это значит, что люди будут осведомлены о качестве воздуха и дальше, вплоть до того момента, когда надзорные ведомства Роспотребнадзор и Росприроднадзор начнут вести проверки качества атмосферы круглосуточно.
Сооснователь движения "Стерлитамак, дыши" Карина Горбачева.