Не зря местные жители били тревогу – проверкой установлено, что на месте слива отходов форелевого производства «допущено загрязнение почвы патогенными энетеробактериями» на глубину до 20 сантиметров, категория загрязнения – опасная. Кто ответит за экологическое преступление – граждане ждут ответа.
28 мая жительница заонежского села Толвуя Елена Кондратьева рассказала нашему паблику о чудовищном факте, которому стала свидетельницей. На заброшенных полях уже не существующего совхоза «Прогресс» во всю сливали зловонную жижу, доставленную несколькими фурами из Мурманской области.
«Раньше туристических потоков в легендарный край полились зловонные потоки отходов форелеводства, – сообщали мы тогда. – Местные жители в ужасе: "отраву" сливают на сельхозугодьях вблизи реки Падма, которая напрямую связана с Онежским озером. По словам Елены, для слива отходов выбран 142 квадрат сельхозугодий. Раньше это были поля крупного заонежского совхоза «Прогресс», которые впоследствии арендовал Медвежьегорский молокозавод для заготовки сена и силоса. По дороге к заброшенным силосным ямам и разгружают контейнеры с отравой, туда же ее и сливают. То есть территориально эти земли относятся к Великогубскому поселению, но хозяйничает здесь техника, привлеченная из Толвуйского поселения…»
Информацию сопровождали снятые заонежанкой видео – более чем красноречивые, с разливающимися по дороге потоками желтой жижи. Реакция со стороны правительства Карелии последовала в день публикации: минприроды сообщило, что «переработанная рыбная продукция в виде корма «Силос рыбный» (о чем свидетельствует бирка с указанием технических условий производства продукта, наименование производителя и компонентного состава) может использоваться в качестве пищевой добавки для животных, либо органического удобрения в зависимости от содержания белка и иных компонентов». Оказалось, что между ООО «Русское море - Аквакультура» и ОАО «Совхоз «Толвуйский» заключен договор поставки «силоса» с целью сельскохозяйственного использования для удобрения почв. Причем, как выяснилось позже со слов директора совхоза - при непосредственном участии министерства сельского и рыбного хозяйства Карелии…
«Вредителей» быстро «вычислили» – отраву, якобы, сливали в почву некие местные жители, которым понадобились пластиковые емкости, в которых «силос» доставлялся. Полиция принялась искать «злоумышленников» – не нашла. А заонежане стали задавать резонные вопросы. «Если там все законно и правомерно, почему тогда оттуда все бочки вывезли и сравняли землю? Почистили за собой все следы», – сообщала группа «Великая Нива, Медвежьегорский район, Карелия».
Тем временем Североморским межрегиональным управлением по ветеринарному и фитосанитарному контролю («Россельхознадзор») было установлено, что отходы рыбного производства на территорию Республики Карелия поступили из Мурманской области от ООО «Русское море – Аквакультура» по накладным в количестве 89000 кг без ветеринарно-сопроводительных документов, за что руководство совхоза «Толвуйский» привлечено к административной ответственности. Штраф всего 10 000 рублей.
Отделом земельного надзора «Россельхознадзора» возбуждено административное расследование в отношении совхоза «Толвуйский» по статье «Порча земель», так как забор проб в местах разлива «субстрата» показал, что допущено загрязнение почвы патогенными энетеробактериями на глубину до 20 сантиметров, «категория загрязнения – опасная».
Как сообщает депутату ЗС Карелии Беседному на его запрос руководитель Североморского межрегионального управления по ветеринарному и фитосанитарному контролю Макаркин, административное расследование по статье «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства» в отношении «фигурантов дела» ООО «Русское море - Аквакультура» и ОАО «Совхоз «Толвуйский» продолжается.
Пока выходит, что крайним в этой истории с нарушением экологического законодательства стал заонежский совхоз, которому, надо полагать, навязали это «удобрение» – свыше. Да и не мудрено, так как благополучие предприятия во многом зависит от чиновничьих решений…