Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. О Казачьей Орде и казаках из старых книг

О Казачьей Орде и казаках из старых книг

Соловьёв Александр
Соловьёв Александр
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«… Посланцы говорили; назад тому лет з десять верами де они, калмыцкой Бушухту хан и Казачья орда разны. Бушухту хан де их с калмыки и с ыными орды верует в Далай ламу, а Казачья де орда верует особливо в Магамета. И посылал де Бушухту хан в Казачью орду, чтоб они съединачинились и веровали с ним, калмыцким Бушухту ханом и с ыными орды в одного Далай их ламу. От того де с ними учинилась и ссора, потому что они не похотели по калмыцки в Далай ламу веровать, из за това у них были бои великие и многие де их городы Бушухту хан их розорил. Стольник спрашивал: хто де в Казачье[й] орде владелец и как ево зовут и есть-ли у них городы, или они кочевные люди.

Посланцы говорили: в Казачье де орде владелец Теуке хан, а жили де они городками, а городки де у них: в средине дерево, а промеж кладен кирпич, а дворы де деланы так-же, как городки ис кирпичей же, а городов де у них одинатцать, а где де владелец Теуке хан живет и тот де город словет Ясу, а величиною де тот город средней, а посады де кругом городков великие.
Стольник спрашивал: иным де городам в Казачье орде как назвище?

И посланцы говорили: кроме де Ясу другой город Сайрам, третей Манкет, четвертой Хара Сман, пятой Чимыгэт, шестой Текесу, седьмой Бабан Елган, осьмой Хара Мурот, девятой Ташкент, десятой Чинас, а одинацатому де городу зов забыли, а стоит де на реке Цырцекте, а река де Цырцек шириною средняя, глубока вельми и быстра. Меж теми де городками езды город до города по половине дни и больши и по дню и по суткам. А кругом де городков посаду, а в городках де пушек нет, а мелково де ружья и лучного бою много, из луков де стрелять горазды. А в городках де поставлены мечети великие, где збираютца на мольбище и судебные де избы в городех построены и сидят для росправы воеводы, а называютца де они беки и бий…

…Посланцы говорили: калмыцкого де их Бушухту хана прямое породное жилище вверх по Иртышу, а урочище де тому породному месту Алтай, где он кочует и воюет, а всегда приходит на ту свою породную землю, а их де Казачьи орды жилище по другую сторону Иртыша реки от полудня под запад…». 1691 г. марта 5. — Из выписи о приеме иркутским воеводой Л. К. Кислянским послов Галдана Бошокту-хана тарханов Аюки кашки и Очина кашки, сообщивших о победе джунгар над цинским войском, о предложении заключить союз с Россией против халхаских владетелей и о враждебных отношениях джунгар с казахским ханом Тауке.

«...генваря 21 дня сего 718 года. А въ первыхъ юртахъ мурза Кутлубай о войнѣ Казачьи Орды съ Калмыки сказалъ, что де ходило на Калмыкъ их КАЗАЧЬЯ ВОЙСКА 30.000 человѣкъ, на которой войнѣ былъ и онъ, и были при рѣкѣ зовомой Ангусъ, и сошлись де съ ними Калмыкъ человѣкъ съ тысячю, съ которыми у нихъ была баталiя до вечера. И ночью де Калмыки, нарубя лѣсу, сдѣлали деревянной валъ и сѣли въ осаду; а КАЗАКИ де такожъ сдѣлали деревянной же валъ выше калмыцкого, и съ того валу по калмыцкомъ стрѣлили два дни.

IV - VI. 1718, мартъ - май. Отписки князю Матвѣю Гагарину Бориса Брянцева с товарищами, посланныхъ въ Казачью Орду.

Переселенiе сiе не могло вредить Росiи въ отношенiи къ безопасности, ибо Киргизъ - КАЗАКИ, сдѣлавшись ея подданными, не перестали бытъ хищниками и продолжали разорятъ пограничныя области. "Описанiе Киргизъ -Казачьихъ, или Киргизъ -Кайсацкихъ ордъ и степей".
А. Левшин. 1832 г.

При виде удальства и наездничества киргиз-кайсаков, приходит на мысль: не от кайсаков ли получили проименование казаки? Спрашиваешь киргиз-кайсака: «Кто ты?» — «Киргиз». — «А еще?» — «Казак». — Он никак не назовет себя кайсаком, русские же называют его корсак. Такое переиначивание имени дает повод думать, что наши казаки суть по названию те же кайсаки. Пишут, что первые казаки явились в Малороссии в половине XIII века, когда Бату, уничтожив Киев, был причиною, что жители бежали из него, поселились у порогов днепровских и проименовались запорожцами.

Известно, что в Грузии были цихи (кайсаки) еще до Р. X.; что они селились по всей Скифии, по рекам Днестру, Дону и Днепру; что однородцы их именовались по разным местностям различно; что кайсаки легко могли смешаться с запорожскими поселенцами и передать им свое имя. Нестор, описывая поход тмутараканского князя Мстислава на косогского [цихи и косоги, у наших предков, суть те же черкесы, и под этим именем известен даже горский народ. Кайсак, без сомнения, есть прибавочное к киргизу, как у многих народов бывало, например: варяго-русс и т. п., и кайсак по созвучию тот же казак (бездомный), и он так же мог называться черкесом, по жительству на Кавказе.] князя (в 1022 году), говорит о косогах, обитавших по Дону, — не те же ли кайсаки? Не так ли случилось с происхождением имени русского, когда варяго-руссы пришли к нам в половине IX века, смешались с славянами новгородскими и оставили им навсегда свое имя? Таких примеров в истории очень, очень много. Переиначиваний же имен народных так много, что можно бы написать об них книги. Следы Дешт-Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая орда // Москвитянин, 1853, т. 6, № 22. А.Терещенко 1853 г.

Кстати сибирский хан Кучум был выходцем из КАЗАЧЬЕЙ ОРДЫ.

Сын Муртазы Кучум из Казачьей орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царём всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Сибирская лѣтопись. Саввы Есипова. 1824 г.


 

Материалы по теме
Мнение
16 сентября
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
На кой нам такое благоустройство?
Мнение
29 октября
Максим Халимовский
Максим Халимовский
Расходы по расселению аварийного жилья перекладываются на жильцов
Комментарии (0)
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме