Я эту тему поднимаю каждую весну. А все почему? Приближаются не только выпускные экзамены, но еще и «страдная пора» — когда выпускники (чаще всего — под чуткой охраной родителей) несут свои документы в приемные комиссии.
И вот перед этим «самым важным в жизни походом», который, по мнению взрослых, раз и навсегда определит судьбу ребенка (будет ли он жить в достатке или влачить жалкое существование), в семьях разворачиваются настоящие битвы. Потому как необходимо решить, куда же чадо пойдет учиться дальше.
Профессию выбирают придирчиво — чтобы не особо пыльная, чтобы денежная, чтобы Марь Ванна со своим Димкой-неудачником, поступившим в педагогический, позавидовала, или Пал Палыч, у которого дочка зачем-то пошла в медицинский, где и учиться долго, и потом работать — невыгодно (врачи у нас пока в забросе), да опасно.
Родители уверены — это битвы опыта и подростковой еще глупости.
Сами дети (которые, по сути, уже не дети, а вполне-таки молодые люди) считают — битвы между предрассудками и видением мира молодежью.
Кто становится победителями? Давайте признаем, чаще всего — взрослые, потому что у них имеются рычаги давления — хотя бы финансовые. Мало кто из вчерашних выпускников рискнет отправиться в свободное плавание без финансовой поддержки, учиться и одновременно самостоятельно себя обеспечивать.
Знаете, самое смешное, по моему неофициальному опросу в этом году (и не первый год), в родительских головах лидирует сфера IT — и не важно, для юноши ли, для девушки и даже разбирается ли киндер в этом всем. На втором месте — всевозможные финансовые институты. На третьем — силовые. Особенно родители юношей тут стараются. Силовики, по их мнению, всегда будут при куске хлеба (и с этим трудно спорить).
А еще «это же чисто мужская профессия, как раз для парня».
Я вот на этом хочу акцентировать сегодня внимание. На том, что выбирать будущее, руководствуясь тем, что предпочтения ребенка не соответствуют гендеру, — глупо.
Лично знаю как минимум двух вполне успешных представителей мужского пола, решившихся пойти против родительских наставлений.
Одни — молодой парень, все детство и юность увлекавшийся кройкой и шитьем, бросил выбранный родителями вуз и… стал портным. Учился сам, потому что отец дома заявил: «Не мужское это дело — шмотки строчить».
Сейчас к нему запись на пару месяцев вперед стоит, а то и дольше. Зарабатывает столько, что хватает и на хлеб с икоркой, и на квартирку (купил), и родителям помогать. Отец, правда, до сих пор стыдится того, что сын «как баба, за машинкой сидит». А сын жалеет о потерянных годах — мог ведь раньше в профессию прийти.
Второй — уже за 30 мужику. Рисует. С детства рисовал, но все неправильное — не пейзажи с натюрмортами, как полагается художнику, а всякие непонятные мультяшные картинки. Его и из художественной школы забрали, потому как с такими предпочтениями известным художником не станешь, и толку от них? Да и вообще, не мужское это дело — картинки рисовать. Отправили на юрфак его учиться.
Сейчас он на удаленке работает. Рисует. Нет, не дизайнер всяких флаеров да растяжек, он, как бы это правильнее выразиться… Комиксы рисует. Не свои собственные (свои пока в проекте), но заказчиков хватает, и это, оказывается, вполне-таки прибыльное занятие. Мог бы уже добиться большего, но… Было потрачено время на юридический факультет. Сейчас в планах у человека обучение в Японии (корона сдвинула его во времени).
Я к чему это все написал? Если вы решите воевать с выросшим ребенком насчет будущей профессии, вы его все-таки послушайте — вдруг он ее уже нашел и выбор его верный?