В списке перечисленных ресурсов по делу ФБК(**) есть личный YouTube-канал Навального. И вот это принципиальный вопрос – прогнется ли Google под блокировку канала. Недавно обсуждался кейс “Артподготовки”(*), после признания ее экстремистской YouTube заблокировал доступ к каналу движения. Понятно, что тут масштаб абсолютно другой, но и Кремль тут закусился не на шутку.
YouTube-канал Навального — самый сильный его информационный ресурс, почти 7 млн подписчиков. Это то, чего АП всерьез опасается.
У Google будет непростая ситуация. С одной стороны, они уже заявляли, что выполняют решения судов стран, где работают. С другой — преследование Навального однозначно воспринимается как политические репрессии, и становиться соучастником этого — это существенные репутационные риски.
Есть еще финансовый фактор. Рынок интернет-рекламы составляет миллиарды долларов. В случае замедления или блокировки YouTube это ударит не только по доходу Google, но и по российскому сегменту IT. Для Google это существенная доля рынка, но точно не решающая. Кремлю гробить частный бизнес тоже не впервой.
Уверен, что Кремль будет взвешивать и еще один аспект – рост числа недовольства среди неполитизированных пользователей. Тех, кто смотрит на YouTube кино, развлекательные шоу и прочее. Rutube или “ВКонтакте”/”Одноклассники” явно не покроют их потребности, и все их негодование будет обращено лично к Путину с “Единой Россией”. Объяснить, почему из-за солдат НАТО теперь нельзя будет смотреть интервью Юрия Дудя и любимые каналы с рецептами, будет крайне затруднительно.