В марте 2018 года предприниматель из Кузбасса Вячеслав Чернов работает наблюдателем на выборах президента России. Через полгода на встрече с губернатором Сергеем Цивилёвым Чернов включает диктофон, потому что опасается за свой бизнес и догадывается, что запись разговора пригодится – в суде и в публичном поле. И запись пригодилась – к журналистам, которые о ней узнали, пришел СОБР, часть предпринимателей лишилась бизнеса, а губернатор обвинил Чернова в желании завладеть деньгами налогоплательщиков.
Фильм можно посмотреть по ссылке.
В мае 2020 года учителя школ города Таштагол Кемеровской области предложили детям тему сочинения: «Я голосую за будущее» - о грядущих поправках в Конституции. Одна из девятиклассниц выполнила задание нетривиально.
«Я вижу, как всего лишь за выражение своего мнения на людей заводят уголовные дела. Если они хотят воспользоваться своим конституционным правом на проведение митингов и пикетов, их избивают дубинками. В наших тюрьмах сегодня сидит множество политических заключенных», - написала Алиса Чернова и продолжила рассуждать о материях, которые старательно прячет от подростков российское государство. Девушка усомнилась, что поправка «дети – главное достояние» сделает ее счастливой, и заподозрила российский суд в предвзятости, а систему здравоохранения – в бесполезности.
После того, как родители рассказали о сочинении в соцсетях, а тему подхватили СМИ, школа отменила задание. Тема будущего плохо коррелировалась в умных детских головах с поправками в Конституции.
В. Чернов в Шерегеше. Все фото - Эвелина Липина, "Абажур"
Тем временем отец Алисы – тот самый предприниматель Чернов, то и дело приезжал в Кемерово на очередной суд – на выборах Путина он обнаружил 526 бюллетеней, которые комиссия пыталась вбросить, организовал областное движение наблюдателей, то и дело срывал кандидатам от «Единой России» безмятежные планы, помогал избраться независимым депутатам, доказывал превышение реальной явки в три раза, требовал и добивался уголовных дел против фальсификаторов. О тяжбе школьница тоже рассказала в своем сочинении:
«Сегодня папа вынужден тратить множество своего времени и сил, чтобы отстоять в судах элементарное право людей на свое волеизъявление».
Идея отобрать землю у предпринимателей, создавших с нуля горнолыжный курорт в поселке Шерегеш, не нова и родилась еще при Амане Тулееве. Цивилёв, только придя к власти, с небывалой энергией начал реализовывать план передачи бизнеса в новые, добрые и близкие администрации руки.
Главным бенефициаром стал Игорь Прокудин – бывший «угольный генерал», ныне генеральный инвестор «кузбасских Альп» и советник губернатора. Он получает драгоценные земли за 5% от кадастровой стоимости. По мнению губернатора, это поспособствует развитию курорта, который особой прибыли бюджету не приносил и не приносит.
На встрече с Черновым, неожиданно взбунтовавшимся и не пожелавшим отдавать свои прокаты, которые развивал больше двадцати лет, Цивилёв рисовал радужные картины:
«Мы привлекаем очень много инвестиций сейчас, весь Шерегеш оценивается совокупно – это и транспорт, и аэропорты, самолеты, поезда, для того, чтобы обеспечивать транспортом, а это очень большие деньги», - и пообещал построить близ поселка аэропорт, а весь бизнес переместить в новые красивые многофункциональные центры, первый из которых должен быть построен в 2019 году, второй – в 2021.
Ни самолетов, ни поездов, ни многофункциональных центров, ни межпланетного шахматного конгресса в поселке не случилось, от всех этих идей администрация области отказалась. Кроме одной – отобрать прокат горнолыжного снаряжения, принадлежащий Чернову.
Предприниматели Шерегеша договорились с губернатором о реконструкции своих устаревших построек, заплатили архитекторам 300 тысяч рублей за проект (архбюро было выбрано областной администрацией), в общем, готовы были на любую модернизацию. Увидев, что губернаторское обаяние и планы в духе Новых Васюков не сработали, администрация прекратила всякие контакты с бунтарями и передала дело в суд.
Я оказался свидетелем разговора Чернова с местным чиновником – основательно поддатым. Тот не мог сдержать эмоций:
- Слава, тебе дают тридцать миллионов (на самом деле меньше – авт.) – я бы жил на 5% от этой суммы, чего ты упираешься!
Чиновнику не пришло в голову, что бизнес должен работать, а деньги решают не все. И если смотреть фильм внимательно, то видно, кто здесь про деньги, а кто болеет за свое дело и свои родные места.
Первый тизер мы выложили в январе, до того в качестве промо-акции – несколько отрывков записи той самой встречи. Глава области был в ударе: рассказывал матерные анекдоты, угрожал «затоптать и откошмарить» всех недовольных властью, описывал превращение поселка в «курорт номер один мирового уровня».
20 февраля мою квартиру взял штурмом СОБР – нагрянувшие без приглашения люди требовали раскрыть, кто «слил» мне записи и «заказал» губернатора. В результате я оказался свидетелем, мои компьютеры и мобильники еще несколько месяцев пробудут на экспертизе. Полагаю, такое решение вопроса губернатору больше по душе. Мы пересказали расследование «Фонтанки» о прошлом господина Цивилёва.
Правительство до 2024 года вложит в развитие Шерегеша 7,5 миллиарда рублей. Возможно, эти деньги вызвали неожиданный интерес к маленькому туристическому раю Кузбасса, который до недавнего времени развивался исключительно благодаря частному бизнесу без копейки государственных денег.
Ставшие на пути упорные предприниматели и настырные журналисты портят картинку. Выборы к тому же на носу, а Вячеслав Чернов того и гляди пойдет баллотироваться в Госдуму – об этом уже шли переговоры с «Яблоком».
Для чего успешному предпринимателю борьба за честные выборы, которые в России редко приносит что-то кроме проблем. Вот и раздосадованный губернатор на недавнем пресс-подходе продемонстрировал свое видение событий: никаких заявлений на журналистов он не писал, а Чернов всего лишь хочет завладеть деньгами налогоплательщиков – именно на эти средства администрация выкупает участки по рыночной цене в пользу «олигарха» и по совместительству внештатного советника Сергея Цивилёва.
Мы планировали в своем фильме рассказать о перспективных политиках Кузбасса, которые могли бы прийти во власть – не из «системной оппозиции», а по собственной воле и желанию работать на благо региона, простите за пафос. Эти люди многого в жизни добились, они не протестуют ради протеста, а занимаются делом, и не ищут легких путей.
Власть изменила наш сценарий: губернатор из фигуры второго плана стал главным героем, а конфликт власти, бизнеса и общества – основной проблемой Кузбасса, отраженной в конкретной истории.
Таштагол
Будущий центр межгалактического горнолыжного туризма Шерегеш находится в Таштагольском районе. Таштагол – один из самых нищих российских городов, российское правительство еще семь лет назад погрузило его в список моногородов «с наиболее сложным социально-экономическим положением». Казалось бы, в твоем подчинении – жемчужина Сибири, чего ж ты такой облезлый.
В центре Таштагола торчит грандиозная и страшная башня-копер. Старожилы зовут ее «зиккуратом» – говорят, внук Константина Симонова когда-то дал такое прозвище, очутившись в этом забытом богом и всеми его подручными краю. Других достопримечательностей в городе нет.
Ни губернатор, ни вся его свита не смогла объяснить настырному предпринимателю, почему он должен отдавать свой бизнес. Власть жалуется, что ей приходится тратить бюджетные деньги на собственную блажь, и не находит в аудитории понимания.
Еще пару интервью пришлось вырезать из фильма по просьбе спикеров. Влетающий в окно спецназ оказался убедительнее рассуждений о справедливости и открытости власти.