Литые чугунные балкончики, часы на главной башне, разнообразная кирпичная кладка, лепнина и резные деревянные козырьки — когда-то в нашей стране даже к строительству промышленных объектов подходили как к созданию произведения искусства.
Наряду с купеческими особняками или дворянскими усадьбами старинные промышленные здания не только являются неотъемлемой частью городской истории, но и придают уникальный, особый облик городу, украшают его, хоть это все сложнее разглядеть через дыры серых заборов, руины, более поздние вычурные бетонные постройки, ржавые трубы и кучи строительного мусора.
За десятилетия экономических кризисов, политических встрясок и изменений жизненных приоритетов множество таких объектов выпало из городской жизни, превратившись в лучшем случае в пристанище для складов, автосервисов и мелких (не всегда законных) производств, в худшем — в заброшенную территорию, зону отчуждения, куда горожанин и днем пойти не захочет. В результате в обоих случаях состояние таких заводских зданий начинает стремительно приближаться к критическому. В итоге где-то они в спешке сносятся, чтобы на их месте появились типовые многоэтажки с ужасными дворами, заставленными автомобилями, где-то они горят (как недавно в Питере), чтобы на их месте появились опять все те же многоэтажки…
Вместе с тем реставрация старых заводских зданий, их приспособление под новые городские приоритеты в слиянии с современной архитектурой и качественным благоустройством не только позволяет сделать такие постройки максимально эффективными в современных реалиях, обеспечить сохранность культурного наследия для будущих поколений (и тем самым привить им чувство идентичности, достоинства за город, в котором они живут), но и повысить как ценность нового строительства, так и качество жизни во всей округе.
Промышленные объекты достаточно легко перепрофилировать как под офисные, так и под социально-культурные функции, в них может комфортно соседствовать мелкое производство с дорогим бутиком, офис банка с центром детского творчества. К тому же, большинство из старинных заводов располагаются либо в современном городском центре, либо на берегу рек/прудов/озер (в общем, в достаточно живописных или "проходных" местах), а следовательно, уже обладают потенциалом для того, чтобы стать точкой притяжения.
Такие объекты, превращаясь в знаковые, "модные" места, могут быть привлекательными для горожан еще на ранних стадиях реконструкции, как только в них появляются первые популярные коммерческие объекты и проведено хотя бы минимальное благоустройство территории (порой даже временное, сезонное), что в свою очередь упрощает и ведение бизнеса (требуется меньше средств на рекламу, одни магазины привлекают другие) и повышает интерес к коммерческой и жилой недвижимости в округе. В то же время снос старинных заводских зданий и строительство типовых домов более расточительно и приносит меньше позитивных эффектов для города и его жителей.
То, как сохранение старых промышленных объектов позитивно влияет на город уже на ранних стадиях реконструкции, сейчас можно наблюдать в подмосковной Балашихе. Здесь ценят свою историю и медленно, но верно вот уже несколько лет восстанавливают здания хлопкопрядильной фабрики (благодаря которой, собственно, в 1830 году и появился сам город), перепрофилируют ее в модный арт-квартал и офисный центр, приспосабливая под изменившиеся экономические условия.
Здесь в 2019 году на самых первых этапах реконструкции пустынную парковку во внутреннем дворе фабрики с помощью "подручных средств" (поддонов, бочек, фонариков, флажков и складных шезлонгов) превратили пусть и в сезонную (временную), но оживленную площадь, где в выходные проходили мероприятия и тусовки, а в будние дни горожане проводили время с семьей и друзьями. Это дало толчок для развития новых городских активностей, объединения городских сообществ, дальнейшего восстановления фабрики и благоустройства всей территории.
Сейчас здесь активно идет реконструкция ранее пустовавших зданий, но уже сейчас открыты фотостудии, студии живописи, танцев, мастерские, кафе и магазины, есть даже небольшой отель, а некогда вычеркнутая из городской жизни территория превратилась в приятное (хоть пока и "с перчинкой") городское пространство.
P. S. Жаль, что ценность таких объектов видят далеко не во всех российских городах, а опыт Балашихи пока остается лишь приятным исключением, а не распространенной практикой...