С небольшим опозданием хочу сказать пару слов о премьерной постановке Театра на Спасской «Череп из Коннемары» по пьесе обласканного Голливудом ирландца Мартина МакДонаха, режиссера и сценариста широко известных кинолент «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Его пьеса, написанная в 1997 году, вполне себе вписывается в струю модного тогда «театра жестокости» и очень бодро звучит именно сейчас на провинциальных подмостках. Поскольку кошмары ирландского захолустья, явленные МакДонахом, не страшнее современных реалий каких-нибудь окраин Филейки или 41-го района под Нововятском.
Я сказал, что «Череп из Коннемары» звучит. И звучит крепко, как одноименный односолодовый напиток. Здесь диалоги прекрасны, красноречиво развенчивающие жизнь насекомых, их убогий внутренний мир, безнадегу и ограниченность. Я снова делаю акцент, как звучит пьеса в интерпретации Театра на Спасской, – очень, очень рок-н-ролльно! Герои пьесы словно выкристаллизированы из самых мрачных песен Тома Вейтса и Ника Кейва. Что примечательно, на сцене настоящий бэнд, и музыкальное сопровождение спектакля идет в режиме LIVE, а еще причудливей то, что музыканты одновременно являются и действующими персонажами и по ходу спектакля не расстаются со своими инструментами. Этот интересный режиссерский ход напомнил мне про давний спектакль Театра на Спасской (вернее, ТЮЗа) – шиллеровских «Разбойников» образца 1987 года в постановке Александра Клокова, когда вятские рокеры из группы «ЧП» - Сергей Перминов и Алексей Федяков, были приглашены для участия в сценическом действе. Тогда это было впервые…
«Череп из Коннемары», инфернальную историю-детектив про алкаша-могильщика, который должен эксгумировать останки своей жены, чтобы освободить кладбищенское место для свежего захоронения, тривиальной точно назвать нельзя. Респект театру за дерзость, режиссеру Александру Трясцину, сценографу Алине Алимовой и хореографу Ирине Брежневой. Они, вкупе с любимцами публики Александром Королевским, Татьяной Махневой и пулом молодых актеров, заставили меня грустить и смеяться. Кто любит и ценит жанр черной комедии, найдет «Череп» весьма привлекательным спектаклем, этаким андерграундом, который явно на широкую публику не рассчитан в силу вышеперечисленных причин. Спасибо. Рок с нами!