Последний тополь - свидетель грустных глаз отрекающегося от престола Николая II остался в Пскове. Я это узнал от экскурсовода и общественницы Юлии Никифоровой.
Псковское «Яблоко» вместе с ней организовало прогулку для депутатов, бюрократов и неравнодушных по «зеленым» местам Пскова. Цель – «ткнуть» чиновников лицом в листву и доказать им на исторических примерах родного города, что бесконтрольный спил деревьев – зло. Я пригласил туда сотрудников администрации, единороссов, управленцев городского хозяйства. Но пришли только «яблочники».
Я ходил с ними по городу и думал, что некоторые деревья Пскова достойны стать памятниками: они — последние живые свидетели разных прекрасных и не очень эпох. Когда остановились у тополей на Октябрьском проспекте, Юлия зачитала нам письмо Олимпиады Ивановны – ветерана ВОВ, которая высаживала эти деревья после войны. Сейчас на послевоенных тополях красные кресты (спасибо, что не вермахта) — это значит, что вот-вот их спилят неблагодарные потомки-кабинетчики.
В Ботаническом саду узнал, что 2 тыс. деревьев в нем посадили школьники за один день - 7 мая 1900 года. А саженцы ореха маньчжурского и бархата амурского привез в Псков из дальней экспедиции прапрадед нашего экскурсовода - академик Императорской академии наук Карл Иванович Максимович. Сегодня, 120 лет спустя, городская администрация способна посадить не больше 200 деревьев в год, зато спилят за это же время в пять раз больше. Стахановцы.
На улице Гагарина познакомился с аллеей космических каштанов. Ее высадили работники завода АДС в честь первого полета. Часть «свечек» не дожила до очередной годовщины: спилили для доступа к «Пятерочке». Ничего личного, Юра, просто бизнес.
Остановить обезумевших дровосеков в одиночку я не смогу. Нужна помощь вас, соседей по городу. Через пару дней напишу, как вы можете действенно помочь нам спасти Псков и вернуть ему шелест листвы. Надеюсь, вам не все равно.