Главе города Сортавалы С. Крупину придется возвращать в городской бюджет заработную плату, выплачиваемую ему с 16 ноября 2020 г.? Интересный вопрос. Хотя и не главный в этой запутанной муниципальной истории.
Ныне действующий корпус Сортавальского городского совета избран был 8 ноября 2020 г. 16 ноября по инициативе депутата горсовета Сергея Крупина была созвана сессия городского совета, участие в которой приняли11 депутатов из 17. Итогом ее стало решение нескольких важных кадровых вопросов. Во-первых, депутат горсовета С. Крупин был избран председателем Сортавальского горсовета, став главой города. Во-вторых, избраны его заместители. В-третьих, состоялось избрание депутатов от горсовета в состав Сортавальского районного совета. И наконец, принята структура муниципального образования «Сортавальское городское поселение».
Депутаты горсовета, представляющие в нем партию «Единую Россию», на организационной сессии не присутствовали — правда, одного наблюдателя они все-таки отрядили на заседание, чтобы понимать происходящее, — не пошли они на сессию, потому что считали ее проведение незаконным. Они же подали и иск в Сортавальский горсуд, настаивая на отмене принятых сессионных решений. Суд первой инстанции иск отклонил, по существу вопрос не рассматривая. Тогда заявители обратились с жалобой на решение суда в апелляционную инстанцию и здесь выиграли. Определение Верховного суда Карелии вступило в законную силу с момента его оглашения, то есть с 5 апреля 2021 года.
Это означает, что сессия Сортавальского горсовета была проведена с нарушением норм закона, а следовательно, и все ее решения признаются незаконными.
Ключевая ошибка, допущенная депутатами горсовета, созвавшими первую сессию, заключалась в том, что была нарушена процедура легитимизации органа представительной власти. У депутатов, избранных в горсовет, но фактически еще не вступивших в свои права, не было, соответственно, и законных прав по своей воле назначать дату сессии. Сделать это могла лишь Сортавальская территориальная избирательная комиссия, предварительно подтвердив факт законности избрания депутатов, что и было сделано 17 ноября. Каждый из них должен был предоставить в территориальный избирком заявление, уведомив комиссию, что ничего не препятствует его работе в качестве депутата, скажем, он не трудится в органах государственной и муниципальной власти, и только после того, как все 17 депутатов письменно подтвердили бы свое законопослушание, а Сортавальский избирком установил бы факт законности вновь избранного органа представительной власти, только после этого территориальная избирательная комиссия имела право назначить дату первой сессии. Такова норма закона. Осуществиться эта процедура, согласно федеральному законодательству, должна была в течение месяца со дня избрания Сортавальского горсовета, то есть не позднее 9 декабря 2020 г.
Избранные в Сортавальский горсовет депутаты, чей статус еще не был подтвержден территориальным избиркомом, проигнорировали процедуру своего законного вхождения в депутатский корпус, поспешив с проведением первой (организационной) сессии. Депутат горсовета С. Крупин, выступивший инициатором проведения сессии, не имел права этого делать. К моменту объявления даты первой сессии нового созыва он уже не был главой города (сложил полномочия градоначальника, иначе бы избирком не подтвердил его новый депутатский статус), но и не приобрел еще статуса депутата нового созыва, поскольку не было на сей счет официального решения избиркома.
С. Крупин не имел права созывать сессию, но назначил ее. Это незаконное действие. 10 депутатов Сортавальского горсовета от партии «Справедливая России» не имели права решать организационные вопросы, но выбрали на сессии председателя горсовета, его замов и трех представителей в Сортавальский районный совет депутатов. Это тоже незаконное действие. Следовательно, и принятие структуры горсовета не может считаться законным. В общем, все надо отматывать назад и начинать с начала, с чистого листа.
Хотя ситуация много запутаннее, чем я ее вам представляю. Например, можно задаться таким вопросом: бывший глава города С. Крупин, избранный депутатом, но еще не вступивший в законные права народного избранника, может считаться лицом, превысившим служебные полномочия? Или такой вопрос: могли или нет депутаты вновь избранного горсовета формировать структуру совета (что они сделали), если у города Сортавалы по сей день нет устава, где бы данная структура была прописана? Ну даже если допустить, что имели они такое право (теоретически это возможно), то все равно данное решение должно приниматься при кворуме в две трети голосов депутатского корпуса, а не большинством голосов, как то было сделано на сессии. То есть и это действие незаконное.
Ситуация в Сортавале невероятно запутанная. Недавно произошло слияние города Сортавалы с Хелюльским поселением. Теперь это одно муниципальное образование. Хелюля находится на правах сортавальского микрорайона, но после реорганизации у города Сортавалы не появилось устава. Его еще надо написать, затем принять законным образом, а процедура эта долгая по времени, завершится все должно регистрацией нормативного акта в региональном управлении Минюста по Карелии. Уже не существующие по раздельности Хелюля и Сортавала продолжают жить по уставам городских поселений, которых юридически не существует. Эта путаница, к слову, отразилась и на чехарде с делегированием представителей Сортавалы и Хелюля в районный совет депутатов.
Сейчас самое время забыть, кто из депутатов какую политическую партию в Сортавальском горсовете представляет, и хорошо бы сосредоточиться на законности действий. Если упорствовать в глупости и двигаться дальше такими же неправовыми зигзагами, то вполне так может случиться, что вновь избранный корпус депутатов горсовета доведет себя до принудительного (по суду) роспуска. Печальный опыт в Сортавале имеется. Все свежо еще в памяти.
Надо полагать, ситуация постепенно выправится. Однако одной материальной жертвы, похоже, уже не избежать. Депутату С. Крупину, незаконно избранному главой города и получавшему заработную плату с момента его вступления в должность, придется вернуть в городскую казну незаконно начисленную ему заработную плату начиная с 16 ноября по сегодняшний день. Даже если он оспорит это в суде, то не исключен проигрыш, так как незаконность его вступления в должность уже установлена постановлением Верховного суда Карелии.