Вся реальная общественно-политическая жизнь в стране обусловлена противостоянием Навального и Путина. Командой ФБК(*) и Кремлем. Есть только новые выпады, разоблачения, угрозы уличными протестами, акции самопожертвования со стороны Алексея и его команды. И новые репрессивные инициативы, «бомбардировка Воронежа» и подавление любых гражданских инициатив со стороны второго.
Все остальное ненастоящее. Бутафорские институты, делающие вид, что они на что-то влияют. Заявления высших лиц, смердящие своей фальшью и бравадой. И маргинализированные и выпадающие из мейнстрима гражданские организации, с другой стороны.
Публика больше ничего не читает в СМИ, ничем не интересуется. Краткие периоды мобилизации во время протестов — опять же только в связи с Навальным — сменяются длительными периодами тотальной апатии.
Сегодня, безусловно, невозможно не поддерживать Навального, не сопереживать ему, не возмущаться демонстративной несправедливостью Кремля в отношении него. Но именно это гарантирует неминуемую стремительную деградацию всего остального гражданского сектора. Раньше несправедливость была локальной и избирательной — в отношении Ходорковского тогда, в нулевые, а против Навального — в 2010-е. Для остальных был плохонький, но закон.
Сегодня демонстративная несправедливость стала мейнстримом и больше нет никаких методов ей противодействовать. Навального не в чем упрекнуть, он давно последовательно, шаг за шагом, идет по своей тропе. Кремль тоже давно в заложниках выбранной парадигмы — заведомо избыточная реакция на любой выпад в свой адрес. В итоге запах напалма по утрам и выжженная земля кругом, где ничего больше не растет.
Вместо СМИ — пропагандисты или боевые листки Навального. Жулики и воры, с одной стороны, и иностранные агенты, с другой.
Вместо правозащиты и худо-бедно состязательного процесса — политическая адвокатура и силовики с судьями, штампующие бредовые решения, где «всезаконноиобоснованно».
Все более или менее активные граждане теперь делятся за навальнистов и подментованных. При этом последние преследуют первых, строчат доносы, увольняют с работы, отчисляют из вузов, буллят в школах. А первые обличают, разоблачают насильников и коррупционеров.
Пропасть ширится, ставки растут, полмиллиона готовых снова протестовать наберутся в ближайшие пару недель. Значит, снова массовые противостояния с полицией и Росгвардией на улицах российских городов. Избиения, задержания, аресты, штрафы, пополнение черных списков нелояльных режиму. Происходит все большая поляризация и эскалация, поведение становится провокационным, выпады — личными, появляются взаимные заложники. Вы у нас члена семьи посадили, а мы вас за это в санкционные списки внесем и счета заморозим.
Отрицательная гражданская энергия растет. Она неизбежно приведет к радикализации и росту насилия — причем с обеих сторон. Именно этого стороны конфликта ожидают и даже хотят друг от друга, чтобы тут же легитимировать ответные действия.
Шаги навстречу обеими сторонами воспринимаются только как проявление слабости. Игра только с нулевой суммой, варианта win-win никто не видит и не хочет видеть. На кону уже стоят свобода, жизнь и здоровье.
Лично мне это категорически не нравится, но что делать, неясно. Правительство национального примирения сейчас в России не созовешь.