Достучаться… в закрытые двери. Как жительница соседнего с Карелией региона расшевелила застарелые проблемы Сегежи, собрав жалобы местных жителей и на личные средства доставив их в приемную президента. История о том, как становятся гражданскими активистами.
Наталья Тойвонен имеет два образования – педагогическое и торгово-экономическое, родилась в Карелии, любит наш край и переживает за земляков, поэтому равнодушно наблюдать за происходящим в городе своего детства не может. И да, в депутаты она не собирается…
А теперь история того, как это было, от самой Натальи:
– Первым стимулом к действию послужил крик о помощи сегежанки Инны Гордевич, которая умоляла спасти ее мужа, не получившего, по мнению женщины, необходимой помощи в районной больнице, – он умирал от коронавируса. Со скандалом мужчину доставили вертолетом в петрозаводский госпиталь, где он скончался. После некролога о смерти Андрея Королёва в городской группе «Сегежа online» я сразу написала жалобу в Минздрав РФ. Ее, конечно же, спустили в Минздрав Карелии, откуда мне пришла "отписка", что назначена проверка в Сегежской ЦРБ, о результатах которой сообщат позднее. Время шло, а ответа нет и нет! Но при этом количество некрологов в сегежских пабликах становилось все больше и больше
Нам с Натальей Матвеевой, с которой познакомилась в соцсети, пришла мысль кинуть клич сегежанам, чтобы они скидывали свои истории о работе ЦРБ. Замечу, мы не просили излагать историй только с летальными исходами! Через полчаса люди начали заваливать меня своими письмами-негодованиями по поводу работы медиков и главврача районной больницы Генераловой. Многие истории подтверждались документально. Я написала очередную жалобу в Минздрав РФ с просьбой проверить компетентность работы главврача Сегежской ЦРБ, так как именно она отвечает за происходящее в больнице. Дальше все пошло по старой схеме, Минздрав РК в своем ответе мне расписал, какой удивительный человек Генералова В. П., сколько она имеет наград и заслуг. В общем, стало понятно, что я стучусь в закрытые двери и объективной оценки мне как обычному гражданину не добиться!
Со своей стороны Наталья Матвеева обратилась к депутату ЗС Эмилии Слабуновой, которая взялась нам помочь. Тем временем обращения горожан ко мне в личку шли и шли! Первое обращение, за которое взялась Эмилия Эдгардовна, это обращение Е. Захаровой, у которой умер сын (не covid-19). Потом от пациентов ЦРБ поступили отразившие реальную обстановку фото, которые после публикации провластные карельские СМИ назвали постановочными, потом мне прислали видео о том, в каком состоянии находится постельное белье, матрацы, фото людей, обедающих прямо на кровати, и т. д. В общем, не преувеличивая скажу, что всем этим я была потрясена до такой степени, что неделю мучилась с давлением, потеряла сон, думая о том, как же помочь людям?
Естественно, с сегежанами мы продолжали общаться и лично, и в социальных группах. Но в какой-то момент я стала замечать ограничения на отправку СМС, словно меня включили в черные списки... Мучилась в догадках. А однажды позвонил мужчина и спросил: "Почему вы поставили мне ограничения в СМС?" Тут я поняла, что это не просто странности! Благо с некоторыми людьми мы успели обменяться номерами телефонов. В общем, мы перешли на общение в другом мессенджере, и здесь нам уже никто не мешал. В городских пабликах наши посты тоже перестали публиковать…
Опускать руки было нельзя, ведь люди нам поверили, мы продолжали собирать информацию, общаться с сегежанами. В карельских СМИ появились публикации, поддержавшие наше начинание и поставившие острые вопросы медицинского обслуживания в Сегежской ЦРБ публично. Я не буду рассказывать, сколько вылилось на нас с Натальей Матвеевой грязи с фейковых страниц и, предположительно, со страниц сторонников главврача, но мы глотали все и шли к цели!
На тот момент состоялась так называемая проверка специалистом Минздрава Карелии работы Сегежской ЦРБ, о результатах которой толком ничего не известно, но разоблачений мы и не ждали.
А информация о странных событиях вокруг ЦРБ шла и шла. Граждане подключились к расследованию. Когда нам сообщили, что возле котельной на ул. Лейгубской снято видео машины скорой помощи, с которой выгружали в большом количестве какие-то мешки, что очень насторожило свидетелей происходящего, я сразу написала об этом знакомому карельскому журналисту, а тот, в свою очередь, связался с автором видео и написал статью. Теперь этим фактом занимается полиция, ведь известно, что в результате поднявшегося шума из архива больницы «пропали» документы…
Нам приходилось отслеживать любую инфу и откладывать ее в «копилку», чтобы поймать момент, когда можно смело задавать вопросы (на которые мы уже знали ответы) вышестоящим органам. Замечу, что вместе с жалобами на ЦРБ поступали жалобы на работу ЖКХ и сегежской администрации, которые дополнили картину бардака в карельском городе бумажников. Эти жалобы тоже попали в досье.
О том, что жить в Сегеже стало некомфортно, я знала давно не понаслышке. В городе остались родственники, да и сама я там родилась! В 80-м году мои родители перебрались в Ленинградскую область, но в гости к бабушкам и дедушкам я приезжала часто. Могу сравнивать уровень жизни тогда и сейчас! Раньше Сегежа оправдывала свое название – это был чистый, культурный и красивый город! Были в нем и фонтаны, и парк культуры и отдыха, который совершенно забросили, растащили аттракционы на металлолом, много других привлекательных мест.
И вроде ничего не поменялось: в черте города находится крупный целлюлозно-бумажный комбинат, руководство которого позиционирует предприятие как устойчивое и перспективное. Но почему тогда у местных жителей надежды на лучшую жизнь тают, как грязный снег? В общем, решила я пошевелить местную власть, и вот что из этого вышло. Обычные люди меня поддержали, а с другой стороны полились оскорбления, наверно, от бессилия и невозможности доказать свою «правоту»…
В общем, записалась через интернет на прием в приемную президента, поехала туда с кипой бумаг о проблемах Сегежи. Специалист, который вел прием, меня внимательно выслушал, все записал, дал советы, куда и как направить бумаги по компетенции - в Следственный комитет России, Генеральную прокуратуру и правительство Карелии. Предложил тут же написать обращение В. В. Путину и приложить к нему копии "отписок" из ведомств.
Уже в поездке узнала, что главврач Сегежской ЦРБ Генералова уволилась… Но это и не было самоцелью, надо наводить порядок во всей системе здравоохранения Карелии, как и в других жизненно важных системах, включая экологию, с которой тоже беда...
P. S. Узнав о готовящейся поездке Натальи Тойвонен в Москву, ее разыскали активисты Кубовского поселения Пудожского района, которые борются за сохранение лесных угодий, окружающих поселки, а также ставят вопросы о разбитых дорогах, некачественном медицинском обслуживании, расселении аварийного жилья и другие. Обращение кубовлян в администрацию президента минувшей зимой закончилось отпиской из правительства Карелии. И они попросили передать свое обращение вновь – напрямую. Наталья доставила и эти обращения.