По свидетельству газеты «Коммерсант» (9.03.21), «Роскомнадзор потребовал от Telegram заблокировать боты, которые собирают и распространяют персональные данные россиян. Ведомство сочло их деятельность незаконной».
Желание самых разных служб и организаций не узнать, а прямо-таки вызнать о гражданине как можно больше стало трендом нашей жизни, как помнится, после 2005 года. Именно тогда загородили входы в административные здания, в вузы, в суды и т. д. и т. п., «приватизировали» целые городские кварталы (как ул. Молодой Гвардии), заперли удобные для посетителей калитки (как в Гериатрическом центре и в областной больнице), стали переписывать всех посетителей (как в Роспотребнадзоре и др.). Как-то, чтобы купить говорящую игрушку – попугая в магазинчике при фирме «Эврика», мне пришлось иметь дело со сверхбдительным досужим «переписчиком», после чего наше взаимовыгодное сотрудничество с книжной торговлей прекратилось.
Переписывание граждан, как и их досмотры, - подозрительность, оскорбительная для нормального человека. Несколько лет назад я спросила юношу, который увлеченно рассматривал нутро моей сумочки на ул. Энгельса, 3: «А вам бы понравилось, если бы обыскивали вас? Наверное, вы восприняли бы это как унижение!» Было видно, что эта мысль не приходила в голову ни ему, ни тем, кто его послал. Самое курьезное, что столь бдительно вход в мировой суд охранялся здесь лишь до 16:00; потом можно было при желании хоть пушку закатить.
Страсть к «вызнаванию» максимума о клиентах получила второе дыхание в ковидные времена. Знаю, что людей, нуждающихся в платной помощи социального работника, останавливает необходимость заполнить целую пачку бумаг. Забюрократизировано «старшими» даже такое благородное душевное дело, как волонтерство. Возможно ли представить себе Тимура и его команду людьми, не только перечисляющими в компьютере, на века, покупки для стариков с указанием ФИО, но и обязанными своих подопечных фотографировать? Слава богу, последнее как будто отменили.
За последние 15 лет россияне вроде бы уже привыкли быть «под колпаком». Но кому и зачем могут понадобиться сведения об убогой приватной жизни бесперспективных во всех отношениях немощных стариков?
Лично я предпочла бы не курируемое «Единой Россией» волонтерство, а честные и открытые разнообразные (сходить на почту, в аптеку, в банк, проводить по скользким улицам к стоматологу и т. д.) платные разовые услуги коммерческой курьерской службы. Пока они ограничиваются доставкой заказов из некоторых магазинов.