Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Сродники готовы «продавать гостям Заонежье»?

Сродники готовы «продавать гостям Заонежье»?

Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сродники готовы «продавать гостям Заонежье»? Руины деревень, разбитые грунтовки, отсутствие современной медицинской помощи, пунктов питания, бензозаправок, туалетов – вот что ждет туристов в былинном крае. О том, как на средства бюджетных грантов при мощной поддержке власти дилетантски разрабатываются туристские «бренды» и что из этого выходит.

После публикации статьи председателя КРОО «Заонежье» Валентины Сукотовой «Гранты… на грани» https://vk.com/@-174196957-granty-na-grani, в которой коренная заонежанка из Космозера, автор республиканского краеведческого проекта «Федосовские чтения» рассказала о своем личном впечатлении от использования выдаваемых в виде грантов народных денег, в соцсетях началась странная истерика.

Вместо того чтобы попытаться вникнуть в изложенные автором факты и, если кому-то они показались не соответствующими действительности, проверить, так ли обстоит дело, в ход пошли обвинения и призывы писать отклики. Самое хлесткое обвинение – в доносительстве и распространении слухов – можно было бы списать на эмоции, но человек, его озвучивший, не может не понимать суть и последствия таких заявлений. И последствия не заставили себя ждать, кто-то даже кинул «идею» бойкотировать республиканские «Федосовские чтения», так сказать – в наказание Валентины Сукотовой. Кто-то стал разбирать поведение администратора паблика «Отражение. Карелия». А кто-то – настраивать находящихся в неведении известных людей «повлиять на авторов»… через других не менее известных людей.

Совсем не тем занялись люди, которые, по нашему мнению, сами оказались введены в заблуждение. Рассказывая о некачественно проведенном ремонте дома досуга в деревне Кузаранда – на родине всемирно известной народной поэтессы Ирины Федосовой, где находятся библиотека и музей народного быта, очевидица Валентина Сукотова четко дала понять: выделенные Миннацем Карелии деньги потрачены безответственно. Кем потрачены? В этом не было никакого сомнения: тем, кто ремонтом командовал. В этом качестве здесь видели руководителя общественно организации «Заонежская изба» Наталью Вильк, которая в свое время предложила жителям Кузаранды создать ТОС, помогла с оформлением документов, а затем – с оформлением заявки на финансирование проекта миннаца Карелии «Чтобы жила деревня» на сумму 488 тысяч рублей, которая и была получена. Но – кем?

Волонтеры ТОС «Кузаранда» считают себя обманутыми, их пожелание в первую очередь отремонтировать Центр имени народной поэтессы Ирины Федосовой (дом досуга), в котором протекает крыша, гниют стены и полы – реализовано крайне некачественно и за их спинами. Ни руководитель ТОС Наталья Коробова, ни другие активисты Кузаранды ни денег, ни документов на ремонт в руках не держали и ничего не подписывали, от контроля были отстранены, по их мнению, все решала Наталья Вильк…

А теперь – шок это по-нашему! Как следует из ответа министра национальной и региональной политики Карелии Киселева на запрос члена КРОО «Заонежье» Валентины Евсеевой, средства субсидии в виде межбюджетного трансферта были перечислены Толвуйскому поселению. «Все работы проведены согласно заявленной смете, что подтверждено актом о приемке, предусмотренном соглашением о предоставлении МБТ. В ходе реализации проекта администрацией муниципального образования «Медвежьегорский район» в министерство регулярно направлялись фотоотчеты о ходе проведения ремонтных работ. Нецелевого расходования средств не выявлено». Кто отсылал в министерство эти отчеты – Киселев не сообщает (руководитель ТОС к этому отношения не имеет, в Кузаранде даже интернет не работает). А то, что после «ремонта» крыша течет, двери не закрываются, сквозь щели в окнах сочится влага и гнилые венцы остались на месте – это не в счет, отчеты в виде фоточек у миннаца на всякий случай припасены. Выходит, что организовывали работы и проводили проверки некие фантомы? А некачественный ремонт… на совести ТОСа! Полмиллиона рублей – тю-тю?

В связи с этим министру национальной и региональной политики Сергею Киселеву от КРОО «Занежье» подготовлено еще одно обращение, в котором говорится: «Активисты ТОС «Кузаранда» утверждают, что были полностью отстранены от ремонтных работ, поэтому оказались не знакомы с документацией, в глаза не видели проекта, не знали размера выделенного трансферта, распределения средств по статьям расходов, не участвовали в выдаче заработной платы строителям и т. п. Ни под одним документом нет подписи руководителя ТОС «Кузаранда». Когда на объект приезжала Наталья Вильк, представителей ТОСа не приглашала, не были приглашены активисты Кузаранды и во время визита на объект главы Медвежьегорского района А. Кочеткова в августе 2020 года.

На сегодняшний день мы знаем, что ремонт проведен безобразно. Экспертной комиссии, которая предварительно могла оценить масштаб ремонта, не было, поэтому объем работ оказался профессионально не определен. Рабочие в библиотеке-музее не поменяли нижние гнилые венцы, сняли теплоплиту, а стены изнутри оббили необструганным и некачественным горбылем, дыры с кулак, окна «выдвинули» вперед, теперь сквозь щели на улицу ветер гуляет по зданию, ни одна дверь не закрывается, из-за протекающей кровли потолок в подтеках, где влажность – там плесень, от которой пострадают книги и экспонаты. По заданию Н. Вильк был сделан большой стол, который не смогли внести в здание ни через дверь, ни через окно, он до сих пор стоит на улице – материалы пропали».

12 февраля в Министерстве национальной и региональной политики РК состоялось встреча с общественностью. Активисты КРОО «Заонежье» подняли вопрос о ремонте Центра имени народной поэтессы Ирины Федосовой в Кузаранде, однако присутствовавшая Наталья Вильк категорически отказалась отвечать на вопросы, заявив, что не имеет к этому никакого отношения. В свою очередь заместитель министра национальной и региональной политики Александра Ершова, которая ведет направлением грантовой поддержки, одернула задавших неудобные вопросы: «Не надо устраивать здесь разборки!»

«В связи с такой реакцией заместителя министра Ершовой, мы вынуждены обратиться к вам открытым письмом, чтобы выяснить, что же на самом деле происходит? – пишут Киселеву члены КРОО «Заонежье». – Замминистра Ершова сказала, что Наталья Вильк в вопросе ремонта Центра имени народной поэтессы Ирины Федосовой и расходования средств бюджета РК ни при чем! По ее словам, ремонт делал ТОС «Кузаранда». С полной ответственностью заявляем, что это не так, мы тому свидетели: ремонтом руководила Вильк, а нанятая ею бригада работала как в Кузаранде, так одновременно трудилась на ремонте ее собственного дома в деревне Кондобережская.

Требуем, чтобы с вашей стороны было проведено расследование с целью установить, кто конкретно руководил ремонтом Центра имени народной поэтессы Ирины Федосовой. Кто будет отвечать за некачественные работы за бюджетные средства? И по какому праву замминистра национальной и региональной политики РК Ершова фактически обвиняет в недобросовестности руководителя и активистов ТОС «Кузаранда», которые никакого отношения не имеют ни к деньгам, ни к ремонтным работам, так как были от всего отстранены».

Теперь без зазрения совести в Кузаранду, как один из ключевых пунктов маршрута, «разработанного» в рамках полумиллионного гранта главы Карелии «Ожившие легенды Заонежья» Натальей Вильк, будут привозить туристов и показывать выкрашенную в ядовитый цвет и гнилую внутри «достопримечательность»? Потом этих гостей поведут на Юсову Гору к могиле Ирины Андреевны Федосовой, которая на свои деньги строила добротные школы, открывала библиотеки, помогала материально нуждающимся педагогам, совершала другие пожертвования на пользу жителей родного края… Прости нас, великая землячка, очень стыдно за все происходящее!

Понятно, что публикация Валентины Сукотовой заставила чиновников понервничать, по-видимому, оперативно была дана команда отработать эту тему «красивым пиаром», на который средства в бюджете всегда найдутся. Напряглись и представители туристского бизнеса, планирующие привозить в Заонежье туристов (напомним, что любой турпродукт должен быть официально лицензирован и приносить доход казне, в том числе – поселений).

19 февраля в визит-центре «Заонежье» в Петрозаводске состоялась встреча общественности и представителей бизнеса, на которой никто не ожидал увидеть ошельмованную за честную публикацию Валентину Сукотову. «Вопросов не задавать, комментариев не делать», – сходу поставила перед заонежанкой условие директор центра Татьяна Целикова, указав место гостье, которая знает о родном крае – его традициях, легендах и героях – в разы больше собравшихся.

«Я - Наталья Вильк, руководитель общественной организации «Заонежская изба»… Работа нашей организации направлена на возрождение традиций края, нам важно иметь здесь работу, которая связана с культурными традициями Заонежья… Эта площадка – визит-центр Заонежье очень важна. Мы давно сотрудничаем. Визит-центр создает проекты, туристические маршруты по Заонежью. Туристы приезжают, туристов очень много на территории Заонежья, едут сюда со всех концов, но не знают, куда пойти, не знают, где им провести время…», – презентовала свою деятельность получательница грантов (недавно миннац распределил ее организации полмиллиона рублей на реализацию еще одного гранта «Скоморохи Заонежья», и эта тема немало шокировала знатоков истории края).

«Сейчас все думаем, как начать интересно продавать гостям Заонежье», – фраза директора визит-центра Татьяны Целиковой заслуживает особого внимания. «Продажа» Заонежья – это вам не продажа фунта изюма. Чтобы приглашать гостей, в доме надо навести идеальный порядок. Возможно, несколько десятков новоделов удовлетворят потребность какого-то количества гостей, но все остальное – торчащие по всему Заонежью руины – никуда не спрячешь. Разбитые грунтовые дороги (до Кузаранды или Типиниц десятки километров), отсутствие своевременной медицинской помощи (один фельдшер на десятки деревень), пунктов питания, туалетов, а в кустах энцефалитные клещи и ядовитые змеи – вы готовы с этим ужасом справляться, чиновники миннаца, выдавая гранты на похожие на авантюру проекты?

Первый четырехдневный маршрут, по словам Натальи Вильк, состоится в конце мая. Гости побывают в Шуньге, Космозере, Толвуе, Кузаранде, Великой Губе (всего в маршрут входит семь населенных пунктов) «Территория большая, для одной организации это дело не под силу, надо, чтобы вовлеклись в это дело все жители Заонежья», – в воздухе повисает вопрос, а жители знают об этом? Или так же, как активисты Кузаранды, заонежане исполнят роль статистов, о «потенциале» которых так красиво написано в отчетах по грантам?

И еще об отчетах. В ответе министра Киселева, прикрепленном к этой публикации, вы можете увидеть критерии, на основании которых чиновники оценивают качество реализации гранта (а это, напомним, народные деньги, хоть и названы грантом главы Карелии). Министр сообщает, к примеру, что в рамках реализации проекта в социальной сети «ВКонтакте» создана группа, в которой размещалась информация о ходе реализации проекта… в которой состоит 75 пользователей, количество просмотров от 200 до 1500, репостов каждой новости – не менее 5…

И вообще, как-то не сходятся планы автора гранта и ответ министра Киселева. А где, как было заявлено в проекте, целью которого является разработка культурно-образовательной программы «Ожившие легенды Заонежья», основанной на особенностях традиционной культуры с созданием интерактивных представлений:

- создание в деревне Кузаранда Центра Ирины Федосовой (неужели ремонт на средства трансферта – это и есть «создание Центра», который существовал задолго до появления здесь Натальи Вильк?);
- создание в деревне Космозеро Центра традиционной росписи Заонежья;
- разработка онлайн-курсов по изготовлению крестьянских украшений.

А с этим как: «Мероприятия проекта пройдут на территориях Медвежьегорского, Прионежского, Кондопожского и Пудожского районов», – говорилось в заявке «Заонежской избы» стоимостью 585 тысяч рублей.

Никто не спорит – поддерживать народные инициативы на народные средства – дело нужное. Главное, чтобы результат не приходилось подвергать сомнению и польза территории и ее жителям была реальной. А в нашем случае расходование средств вызывает много вопросов и заставляет вновь обратиться в надзорные органы по признакам возможной коррупции.

«Ситуация вокруг Заонежья приобрела нешуточный накал, – убежден коренной заонежанин, писатель-краевед Вячеслав Агапитов. – О развитии туризма в Заонежье общественники говорили задолго до нынешних проектов. Но это не рассматривалось как единственное направление в плане возрождения края. Главным мы все-таки считали социально-экономическое направление, создание сельхозпредприятий и биосферного парка. Помню разговор с писателем Мариушем Вильком, в котором он крайне отрицательно отозвался о вовлечении в туристический поток местных сел и деревень. Только сегодня я начал осознавать справедливость его слов. Прочитайте, кто сомневается, материалы по маршруту проекта "Ожившие легенды Заонежья". Предлагается посещать, к примеру, пляж в Ажебнаволоке. А кто этим "пляжем" будет заниматься, его обустраивать, следить за его санитарным состоянием? Кощунственно звучит предложение демонстрировать туристам могилу известного ведуна Д. Е. Берегова на Хашезерском кладбище. Оставьте хоть умерших в покое.

Выбор объектов для экскурсий показывает результат скороспешных "хотелок" организаторов низкопробного шоу. И то, что в этой команде оказались известные литераторы, не придает ни на сколько значимости затеянному предприятию. Мне бы не пришло в голову что-то советовать поэтессе Матасовой в ее родном Приладожье. А госпожа Мамаева (по корням отчасти из Заонежья) отчего-то опрометчиво зовет любителей дальних дорог посетить Падмозеро, откуда кто-то родом из ее предков. В летнюю пору 2019 года мне довелось пожить в этом месте, но как трудно было отыскать мне как художнику достойный внимания старый дом.

Да, в наши деревни можно привозить людей со стороны, но лишь с целью показать, как жить нельзя. В видеозарисовке "Ожившие легенды Заонежья", подготовленной командой Натальи Вильк в качестве презентации, показан еще один из пунктов маршрута — родник Царицын ключ. Мне уже доводилось в своей топонимической книге писать о давней фальшивке, порожденной краеведом Н. С. Шайжиным в преддверии 300-летия Дома Романовых. Царевский родник — от названия деревни Царево (более древнее название Чаруево) был приписан к истории заточения в Толвуе боярыни Ксении Ивановны Шестовой (в затворе Марфы). Нынешнее общество, видимо, столь же любит сказки и легенды, как и имперцы начала XX столетия.

В Заонежье есть немало досточтимого, но об этом не мешает порой спрашивать у людей, занимающихся историей края более серьезно. Займись, например, "Заонежская изба" вопросами налоговых отчетов, уверен, не получила бы она "зеленую улицу" в своих дерзаниях. А игра по правилам районного или республиканского начальства научит лишь высотам сервильности, которую власть ценит в таком народе».

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
25 февраля 2021
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Совершенствуя устав поселения, в Медвежьегорске депутаты дошли до абсурда
Мнение
18 февраля 2021
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Арбитражный суд Карелии отказал в иске Сегежского ЦБК к экоактивистке Наталье Пастушенко и паблику «Отражение. Карелия»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВолонтерыКарелияОбщество