Отрицательный отбор, действующий в российской госсистеме, виден отлично. «Верхам» нужны преданные, исполнительные и послушные, и только верхи имеют право «излагать важные идеи».
Предположим, иногда это могут быть здравые идеи, как «цифровая Россия». (Я сторонник глобальной цифровизации услуг.) Но. Беда в том, что исполнительные и послушные – либо ленивые и неграмотные, либо деятельные идиоты, активно берущие под козырек. Такими наполнены коридоры министерств и ведомств.
Представьте: хорошая идея, случайно высказанная каким-нибудь мудрым министром, попала в руки преданного и исполнительного зама, которому хозяин доверяет. Пользуясь всей властью, он поднимает в ружье армию клерков министерства, которые (как всегда, «срочно» и «вчера») начинают рассылать письма и запросы, требовать, собирать статистику, официальные данные, выводы экспертов, отчеты учреждений и организаций, которые могут понадобиться для исполнения идеи.
Может, и не понадобятся, но «больше не меньше». Учтите, что госсистема, создавая «цифровую Россию», денег на покупку лицензированного ПО госучреждениям не выделяет: за чужое не платим, пока свое появится.
Вся отчетность «цифровой России» клепается на левом ПО, но уже в электронном виде. Имитируя бурную деятельность, любое министерство каждый год с мастерством шулера «улучшает» формы отчетов в Excel, требуя «снизу» массу отчетности, несоразмерную с рабочим временем персонала. Как всегда, отчетность нужна срочно. Формы отчетов ежегодно не совпадают, потому что Москва цифровая уже в космосе, а мы — позапрошлогодние, мы — не обновляли. В результате в документах масса ошибок, «подгонок под нормативную базу» (она в каждом министерстве своя) да и просто откровенной туфты: многие запрошенные показатели не имеют смысла или ничем не проверяемы.
Проверять никто не будет – некому и некогда. Поднимаясь по иерархической лестнице, где каждый считает себя умнее и важнее предыдущего, ошибочная идея обрастает лишними дополнениями (когда исполнитель – умный деятельный идиот) или теряет здравые части (когда исполнитель – безынициативный перестраховщик). Зам, доверяющий своим начотделам, специалистам и клеркам, как доверенное лицо главного подписывает.
Приказ пошел в дело. Решено создать где-то в маленьком городке детский центр «высоких технологий». Деньги выделяют сверху, заявки составляют снизу. В результате инициатива сверху превращается в покупку партии дорогущих ноутбуков, которые детям не дадут, потому что очень дорого, а пенсионерам-преподавателям не нужны, потому что в гробу они видели, дорого очень. Министерство отчитываются о выполнении программы, а «цифровая Россия» лежит на складе, новая, клевая, дорогая, но никому не нужная.
Еще к ней забыли купить удлинители, подвести питание, поставить евророзетки и провести оптоволокно. Иногда кажется лучше уж бумажная Россия, чем этот недоцифровой уродец. Недавно самого коснулось: четыре месяца питерские приставы отбирали у меня 70% зарплаты, потому что цифровая Россия дальше Москвы и Петербурга не вышла и связаться с архангельскими коллегами они могут только по почте. Деньги вернули. Но веру в «цифровую Россию» убили окончательно. Кстати, большинство документов «сверху» приходит в нередактируемом pdf. Уроды.