Очень скучный и длинный пост про политику, в котором не будет слов «Навальный», «Явлинский» и «Путин», зато в самом конце будет исторический экскурс в американские выборы.
В сентябре у нас будут выборы в Государственную думу. Госдума, как известно, формируется у нас наполовину по одномандатным округам, наполовину по партийным спискам. Про партийные списки я обязательно когда-нибудь напишу, а пока про округа. Правила формирования одномандатных округов простые:
- территория округа должна быть цельной (в ней не может быть анклавов другого округа);
- в округах должно быть примерно одинаковое количество избирателей (не должно быть так, что один депутат, грубо говоря, представляет 5 млн человек, а другой – 50 тыс.);
- одномандатный округ (с партсписками все веселее, но об этом не сейчас) не должен пересекать границу субъекта федерации – не может быть округа, в котором живут жители Липецкой и Воронежской области одновременно, каждому региону – свои депутаты.
Из-за того, что два последних правила немного друг другу противоречат, у нас в России есть избирательный округ, в котором живут 37 тыс. избирателей – в 10 с лишним раз меньше, чем в любом воронежском округе. Грубо говоря, чтобы стать там депутатом Госдумы, кандидату надо было набрать меньше голосов, чем в Воронеже должен получить победитель на выборах в думу ГОРОДСКУЮ. Но об этом пусть думают любители дискуссий, что лучше — popular vote или electoral college, в моей ленте в ноябре их было очень много, а я вот не любитель.
Так вот, в Воронежской области живут 1845213 избирателей (все цифры – по данным областного избиркома на момент окончания голосования 13 сентября в облдуму). Из них 833956 избирателей живут в самом Воронеже («горожане»), а 1011257 избирателей – в районах области (для простоты я буду называть их «сельчане»).
Получается, если на долю Воронежской области выпали четыре одномандатных округа, в каждом из них должно жить примерно по 461 тыс. избирателей. А теперь, внимание, вопрос: есть ли в Воронежской области полностью однородный округ – «сельский» или «городской»? Правильный ответ – да, есть. Но только один – Павловский, в него входит часть области, расположенная южнее Лисок и Острогожска. А вот «город» в чистом виде в Госдуме не представляет никто.
Те, кто делал такую разбивку округов, вероятно, считали, что у горожанина из Коминтерновского района, стоящего в неизбывной пробке на Московском проспекте, и жителя села Пески под Борисоглебском, куда регулярный транспорт не факт что каждый день ездит, одинаковые политические интересы. Еще одинаковые интересы, видимо, у жителя улицы Ленина в Воронеже и улицы Ленина в селе Каширском, у покупателя квартиры в ЖК «Пять звезд» в Воронеже и частного домика на окраине Репьевки. Это, кстати, ответ на вопрос, почему никто из воронежских одномандатников в Госдуме не высказался по поводу «трубы», «кукольного театра» и других интересных городских событий последнего времени. Городской избиратель их не волнует, за них голосуют другие люди.
И вот тут – обещанный экскурс в американские выборы. Губернатор Массачусетса Элбридж Томас Герри от Демократическо-республиканской партии (не пытайтесь повторить это в XXI веке) в начале XIX века сообразил, что избирательные округа можно нарезать так, что его политические противники всегда будут оставаться в меньшинстве. Даже если в каком-то городе или округе их объективно больше, чем его политических союзников. По форме избирательные округа, нарезанные по идеям Герри, напоминали саламандру, «обнявшую» Центральный Массачусетс, и после того, как такая картинка появилась в местной газете, сам способ политически мотивированной нарезки округов начали называть «джерримендерингом» - «саламандрой Герри» (проблемы с тем, как читать G перед гласной, были уже тогда и даже у самих носителей языка).
За время последних тревожных событий я часто читал в дискуссиях у френдов фразу «Давайте не будем ориентироваться на Запад». Давайте хотя бы в том, что касается джерримендеринга.
На выборах XXI года нарезку округов уже не поменять – она задается на большой политический цикл, который истечет уже после сентябрьского голосования. А вот для Думы IX созыва – на 2026 год – почему нет? Логика мне подсказывает, что лучше бы у горожанина из «Ботанического сада» и «Пяти звезд» был один представитель в Госдуме, а у сельчан из Песок и Каширского – другой.
Я с большой радостью проголосую за кандидата, который пообещает публично выступить за то, чтобы у горожан Воронежа был свой собственный депутат, который знает и понимает проблемы города и не разменивается на вопросы поддержки сельского хозяйства и строительства межрайонных дорог. Каждый должен заниматься своим делом, а не хвататься за все сразу.
Реклама «7x7». Если вам нужны кухонные гарнитуры, то большой выбор представлен на сайте https://mebel169.ru
Хорошая и правильная инициатива.