Я много читал про историю репрессий в Орске и особенно – про репрессии в отношении «религиозников». Во всех материалах, что попадали мне в руки, утверждалось, что в нашем городе в 1932 году был закрыт – переоборудован в столовую – последний православный храм, тот, что на Преображенской горе; и только в 1946 году, когда власти пересмотрели свое отношение к религии, открылся на Кирова молитвенный дом. Считается, что долгих 15 лет не было в Орске места, где христиане могли бы собраться для молитвы.
Но вот случайно я обнаружил в архиве тонкую стопочку документов, которые свидетельствуют: в 1937-м, в самый разгар репрессий, была предпринята отчаянная, безнадежная, но этим и прекрасная попытка – возродить духовную жизнь в революционном городе. Орские христиане собирались для молитвы, почти как их братья в Древнем Риме – не в катакомбах, но в старой кузнице.
Судя по всему, поначалу светские власти поначалу даже растерялись от такого безрассудства. Но быстро, очень быстро пришли в себя. Закончилась история трагично: за веру православная община заплатила шесть – минимум шесть – жизней…