Среди моих знакомых, живущих в России, есть те, кто регулярно помогает военным. Одни из сострадания, другие – потому что на войне есть их близкие, третьи - потому что работодатель заставляет или молча высчитывает из их зарплаты. Разговоры с этими людьми часто напоминают общение глухого со слепым.
Почти 30% всего российского бюджета идет на оборонку: в этом году это около 10,8 трлн рублей. Помимо этого, огромные сумму выделяются на пропаганду. На Первом канале, например, часто в качестве американского политолога выступает Дмитрий Саймса. За 6 лет работы на российском канале (которая заключалась в комментариях на пару минут для новостей и участие в ток-шоу) он получил более 3,6 миллионов долларов: его ежемесячная зарплата составляет более 67 тысяч долларов в месяц. При этом человек лишь изредка появлялся в "Останкино". Кроме этого, Первый канал за счет бюджета РФ оплачивал ему люксовую квартиру в Москве, автомобиль с личным водителем, перелеты бизнес-классом и команду из 10 помощников.
И это только 1 человек. А в ежедневном создании контента, рассказывающего о «подвигах» и «завоеваниях» российской армии, задействованы тысячи людей.
В июле власти де-факто признали снижение темпа набора новых военных на 30%. Владимир Путин почти сразу же поднял выплату за отправку на войну, в беднейших регионах выплата выросла на 400%. Но этого было недостаточно. Поэтому в России (как говорят эксперты) запустили самую масштабную военную рекламную кампанию, которая ведется в Telegram, «Яндексе», «ВКонтакте», по федеральным каналам.
Чаще призывать идти на войну стали абсолютно все более-менее заметные фигуры. Так, на канале ведущего Владимира Соловьева (1,3 млн подписчиков) в августе было четыре рекламных поста с упоминанием "Службапоконтракту.рф" - за предыдущие два года таких объявлений было всего 10. И явно размещал это у себя Соловьев не на безвозмездной основе. Количество постов в телеграме с упоминанием сайта для записи на контракт в августе выросло в пять с половиной раз, по сравнению со среднемесячным показателем — с тысячи до 5800.
Чтобы понимать масштаб рекламной компании, достаточно упомянуть, что на этой неделе глава Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов заявил о том, что Telegram представляет угрозу национальной безопасности. С его словами согласился глава Комитета избирателей Украины, доктор исторических наук Алексей Кошель, уточнив, что информация от российских ботов может спровоцировать панику в Незалежной. И сейчас там всерьез обсуждают вопрос о том, чтобы в условиях правового режима военного положения запретили Telegram на территории страны.
Честно говоря, я даже не могу представить о какой сумме можно вести речь, понимая масштабность этой рекламной военной компании. Но явно, что о сотнях миллионов долларов. Возможно, и больше.
Тем временем россиян с зарплатой 30–40 тысяч рублей продолжают заставлять покупать тепловизоры, глушители, дроны, пламегасители, отдавать на войну машину. Я молчу уже про еду, элементарные военные аптечки или патологоанатомические мешки.
Получается, государство в лице чиновников и президента ввязалось в войну. Спустя два с половиной года на войну продолжают сливать треть бюджета страны, тратить огромные суммы на пиар, отправлять на убой свой народ и при этом обдирать как липку тех, кто остался в России. Никого из оставшихся в стране почему-то такая политика государства не смущает. Они готовы дальше есть просроченные продукты, чтобы отправить на фронт бинты и повязки, и чтобы с их налогов кто-то летал бизнес-классом в США, или в чьй-то дом ночью прилетела ракета.