Это не агитация. Этот текст для рационально мыслящих людей.
Что нас страшит, когда чувство долга требует принять участие в не согласованном с властями шествии?
- Мы боимся быть задержанными и наказанными.
- Мы боимся стать жертвами.
- Мы не знаем, как именно нас будут «задерживать и наказывать».
- Мы допускаем, что нам могут причинить боль, лишить свободы и/или оштрафовать на большие деньги.
Одним словом, мы боимся неизвестности и подозреваем худшее. А вот что может быть в субботу на самом деле.
Все, что я напишу далее, касается исключительно рядового участника событий, который просто идет вместе со всеми, ничего не организовывает, ничем не управляет, не несет плакатов, не выступает с речами (в крайнем случае кричит вместе со всеми), не сопротивляется полицейским, если до этого дошло.
Во-первых, надо понять, какие статьи Кодекса административных правонарушений (КоАП) могут быть применены в отношении рядового участника несогласованного митинга/шествия (уголовных статей по этому поводу нет):
Самой распространенной в практике судов является часть 5 статьи 20.2. КоАП: «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования <...> влечет наложение административного ШТРАФА в размере ОТ ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ ДО ДВАДЦАТИ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ или ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА СРОК ДО СОРОКА ЧАСОВ». На всякий случай — для тех, кто не знает: «обязательные работы» - это, как правило, хозяйственные работы в свободное от вашей основной работы время в каком-нибудь отделении полиции, управляющей компании, социальном учреждении и т. п. Деньги за труд не платят. О конкретном времени работ вы договариваетесь с руководством учреждения, в которое вас направили. Ваши обстоятельства, как правило, учитываются. Я, например, отрабатывал в отделении полиции по два-четыре часа в день, в основном в выходные, на чем настоял сам (был дворником, уборщиком, грузчиком). Насколько я знаю, организация самого труда подневольных работников в разных местах бывает очень разной, иногда очень хреновой.
Иногда участников несогласованных митингов привлекают к ответственности по части 1 статьи 19.3. КоАП: «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного ШТРАФА в размере ОТ ПЯТИСОТ ДО ОДНОЙ ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ или АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ НА СРОК ДО ПЯТНАДЦАТИ СУТОК». В принципе, эту статью надо все-таки «заслужить». Например: полицейский вас попросил «покинуть», а вы не покинули. Хотя возможен и произвол в трактовке полицейскими «неповиновения». Но сама санкция все-таки незначительная (штраф до 1 тыс. руб.), а чтобы «заслужить» арест, даже всего лишь на несколько суток, надо быть уж совсем «злостным» активистом.
В связи с эпидемией указом губернатора в Перми вообще запрещены массовые публичные мероприятия больше 30 человек, поэтому вас могут привлечь к административной ответственности и по «ковидной статье». Часть 1 статьи 20.6.1. КоАП: «Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности влечет ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или наложение административного ШТРАФА на граждан в размере ОТ ОДНОЙ ТЫСЯЧИ ДО ТРИДЦАТИ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ». В непосредственно ковидной практике суды в основном ограничиваются штрафами от 1 до 5 тыс. руб. Как будут себя вести судьи в случае с шествием во время эпидемии – трудно сказать. Но в любом случае для обычных, не злостных правонарушителей санкция никогда не бывает максимальной.
И да, вас могут задержать и направить в отделение полиции. Это делается для установления личности и оформления протокола. Задержать вас могут не более чем на три часа. Небольшие отклонения случаются, но, как правило, этот срок соблюдается. Никаких ужасов в пермских отделениях полиции не происходит (по крайней мере по такого рода делам и при спокойном, деловом поведении задержанного). Как правило, задержанные просто сидят в коридоре или в актовом зале и ждут, когда дознаватель возьмет у них объяснения и составит протокол (о правилах правильного поведения по поводу всех этих процедур - в конце). Мне, например, было скучно сидеть, и я прогуливался по коридору, изучал стенды (там, кстати, много интересного, например, был стенд с фотографиями офицеров, опозоривших честь мундира, я был по-хорошему удивлен). После составления протокола задержанный идет домой. Потом еще нужно будет сходить на суд. Есть исключение: если на вас составят протокол за «неповиновение» (часть 1 статьи 19.3. КоАП), то задержать в отделении могут до 48 часов (долго объяснять почему). Однако шанс нарваться во время шествия на протокол именно по этой статье очень мал, и в конечном счете на 90% это зависит от вас.
Итак, какие риски при участии в несогласованном шествии?
1. Мала вероятность, что привлекать к административной ответственности будут рядовых участников шествия. И чем больше участников шествия, тем меньше такая вероятность. В Перми, как правило, к ответственности за участие в несогласованных митингах/шествиях привлекают организаторов и самых активных участников, в пределах десятка человек. Редко больше. Был рекорд - свыше 30 человек, но в том случае массовые силовые задержания были спровоцированы одним активистом-идиотом, фактически провокатором. Если в шествии примут участие 500 человек, то шанс «попасть под протокол» - не более 1–2%, включая тех самых организаторов и самых активных участников. А если в шествии примут участие, как это когда-то было, 2 тыс. человек, то рядовым участникам шествия можно вообще не беспокоиться о «задержании и наказании» - шанс микроскопичный (при условии, что вы сами не полезете на рожон). НО никогда нельзя забывать, кто конкретно заплатит за минимальные риски рядовых участников, – это организаторы и активисты. Поэтому очень важно после шествия принять участие в сборе средств на их штрафы. Например, Сергей Ухов будет привлечен к ответственности со 100-процентной вероятностью, и по более суровым частям указанных статей.
2. Как бы вы ни относились к полиции, ФСБ и к властям вообще, но в Перми у властей и силовиков не принято разгонять несанкционированные митинги и шествия. Не принято именно разгонять. Из общения с ними создавалось впечатление, что разгон они считают все-таки чрезмерной, избыточно жесткой мерой. Наши «органы» спокойнее и разумнее (или хитрее) не только московских, но и многих других. За последние годы был лишь один настоящий силовой разгон шествия, о котором я упомянул выше, но и тот был фактически спровоцирован действительно неадекватным поведением одного из участников. Нет, наши власти, конечно, не белые и пушистые. Они предпочитают составлять протоколы постфактум, выглядывая будущих жертв на самом мероприятии или после, просматривая видеоматериалы, и идентифицируя по ним организаторов и самых активных участников. Впрочем, организаторов они и так знают и часто задерживают их превентивно до начала самого мероприятия. Одним словом, наши силовики предпочитают привлекать к ответственности тех, кого знают, кто примелькался на митингах и шествиях.
3. Российское законодательство запрещает участникам публичных мероприятий скрывать лицо (носить маски, балаклавы и т. п.), ибо это препятствует идентификации тех, кого полицейские посчитают правонарушителями. Но сегодняшние противоэпидемические правила требуют от нас находиться в маске в любых местах массового скопления людей. Поэтому волею судьбы все участники субботнего шествия будут серьезно защищены от идентификации силовиками. Я считаю, что в масках нужно быть абсолютно всем участникам, даже самым ничего не боящимся, поскольку маска — не только средство противоэпидемической и противорепрессивной безопасности участников шествия. Маска на лице – это еще и символ уважения к пермякам. Вообще, проводя публичные акции, их участники не должны мешать не участвующим землякам жить привычной жизнью, а уж тем более не должны подвергать их эпидемической опасности. Соблюдение правил городского общежития – вежливость протестующих.
4. Самые массовые задержания мирно протестующих граждан, беспрецедентные по своим масштабам не только для России, но и для всего европейского мира, были в Москве 27 июля 2019 года (протесты против дискриминации оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму) – полицейские и росгвардейцы задержали тогда 1373 человека, то есть примерно каждого седьмого участника событий (риск задержания — 1 к 7). Предыдущий «рекорд» по числу задержаний приходился на московский «Марш миллионов» 6 мая 2012 года, закончившийся «Болотным делом». Тогда было задержано около 650 человек. В зависимости от методики подсчета участников акции, на «Марше миллионов» задержали примерно каждого 50-го участника (риск задержания - 1 к 50) или каждого 150-го (риск задержания — 1 к 150). Мы со Светланой Маковецкой были на московских протестах 27 июля 2019 и видели: если хочешь избежать задержания – в большинстве случаев была такая возможность. Многие ничего специально не предпринимали для обеспечения своей безопасности просто потому, что решили остаться до конца на уже очевидно опасном месте, чтобы продемонстрировать властям свою решимость, упорство, отсутствие страха, – и это было важно, и это вызывало уважение, для этого и проводятся подобные акции. Но, конечно, не всем нужно вести себя именно так. И еще, как всегда, были люди просто невнимательные, легкомысленные, несообразительные, не предпринявшие вовремя простых и очевидных действий для избегания неприятностей. Но я допускаю, что были ситуации, когда избежать задержания было действительно трудно, так сказать, по топографическим обстоятельствам – в замкнутых с нескольких сторон городских пространствах.
5. Однако Владимир Путин и его ближайшее окружение, но не более того, - все-таки реально напуганы. Они действительно панически боятся любой публично заявленной политической альтернативы себе любимым. Они ждут неминуемой политической смерти от таких альтернатив. Несмотря на кажущуюся прочность своего режима, они сами не верят ни в свои миллиарды, ни в 2 млн силовиков, ни в «путинское большинство». Потому они так болезненно, а иногда и действительно истерично реагируют на еще вполне себе зачаточный вызов в лице Алексея Навального. Это я к тому, что возможно все. Например, из Кремля в Пермь может прийти установка о жестком пресечении субботнего шествия. То есть задержания могут быть запланированы. Звучит сурово. Но в итоге для небольшой части участников шествия реализуется все тот же обычный для таких акций риск: задержание, несколько часов в отделении полиции, протокол, через несколько дней суд и штраф 10–15 тыс. руб. С той лишь разницей, что протокол составят не на каждого 100-го, а на каждого 50-го или даже на каждого 30-го.
Да, для многих свободолюбивых людей 10–15 тыс. руб. – это большие деньги. И если для вас это действительно так, и если дойдет до составления на вас протокола, то в суде, сославшись на малообеспеченность (особенно если вы студент и т. п.), вы имеете право попросить, чтобы вам назначили не штраф, а обязательные работы. Суды обычно идут навстречу, более того, судья, как правило, сам интересуется вашей платежеспособностью. Но психологически, морально и социально, как мне кажется, штраф все-таки предпочтительнее. Поэтому в крайнем случае на погашение штрафа можно взять кредит, воспользоваться кредитной картой и т. п. Думаю, у каждого из нас есть и более простые варианты найти 10–15 тыс. руб., не ввергая себя в беспросветную бедность. При одном условии, что для вас участие в этом шествии – действительно дело чести и принципов и вы понимаете, что участвуете в реальной борьбе за лучшую Россию. Если это не так, то тогда, конечно, даже при минимальном риске потерять 10–15 тыс. руб. лучше воздержаться от участия в шествии.
Подводя итог.
Получается так, что мое личное участие в этом очень важном для меня шествии — моя чистая совесть и бесценное чувство до конца исполненного долга, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ будут мне стоить нескольких часов в отделении полиции и 10–15 тыс. руб. штрафа (при условии, что я тот самый рядовой участник шествия). При этом мой шанс действительно "попасть под протокол" действительно невелик - примерно в диапазоне от 1 к 100 до 1 к 30.
Я встречу все обстоятельства шествия во всеоружии. Я знаю, как себя вести на неразрешенном публичном мероприятии. На всякий случай я зарезервировал в своем бюджете 15 тыс. руб. на штраф. Я готов посидеть несколько часов в отделении полиции (скорее всего, в хорошей компании). Что мне не известно? Чего я боюсь? В чем я сомневаюсь?
Мне все известно.
Я представляю, каким может быть «худшее», - оно терпимо, маловероятно, и мне в общем-то не страшно.
Я ко всему готов.
Я все делаю правильно.
Я ни в чем не сомневаюсь.
И главное – я буду не один на всех этапах этого опыта.
Суббота, 23 января, – это вызов свободолюбивому человеку, и этот вызов трудно не принять. Ведь я пойду в этом шествии не только и не столько «за свободу Навальному», но и за сплочение всех здоровых сил России во имя создания лучших условий для развития страны и процветания народа, а первым барьером на этом пути является режим личной власти Владимира Путина.
И кстати, почему навальновцы всегда избегают прямых и содержательных политических требований. Давно уже пора их выдвигать. Например:
ВЛАДИМИРА ПУТИНА В ОТСТАВКУ! За участие в организации или в поощрении заказного политического убийства. За присвоение узким кругом его друзей большей части национальных богатств России. За неспособность стимулировать в стране рост производительности труда и развивать современные индустрии. За постоянный рост бедности в стране. И так далее
ЗА ДОСРОЧНЫЕ И СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ОСЕНЬЮ 2021 ГОДА! При организации ООН и под контролем ООН.
Я не настаиваю именно на таких требованиях, они – лишь пример. Я настаиваю на необходимости выдвигать содержательные политические требования. Мы не Африка, чтобы концентрировать свои политические взгляды исключительно на личностях вождей.
Я приму участие в этом шествии: и в защиту Алексея Навального, и за скорейшее преодоление путинского безвременья.
________________________________
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ ДО ШЕСТВИЯ, ВО ВРЕМЯ ШЕСТВИЯ И ПОСЛЕ ШЕСТВИЯ.
Интернет наполнен подобного рода советами и лайфхаками.
Простые и понятные правила опубликовал пермский штаб Навального во всех своих аккаунтах. Большая подборка очень разных материалов по активистской безопасности на митингах/шествиях размещена в «Складе лайфхаков для гражданских активистов» на сайте Пермской гражданской палаты (несмотря на то, что ПГП самоликвидирована еще в апреле прошлого года, ее сайт будет доступен еще несколько лет). Качественные юридические лайфхаки на эту тему регулярно публикуются на электронном ресурсе «Защити себя сам» (проект «Общественного вердикта*). Многое есть в карточках «Медузы». И так далее.
Здесь предложу два материала:
«Советы участникам публичных мероприятий» («Общественный вердикт»*)
«Памятка для НЕ революционеров» («Корпорация гениев») о правилах поведения на протестных акциях, в полиции, в судах.
О каком долге Вы говорите? Повесить на шею простого народа очередную хунту нет уж спасибо