Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Онего — стратегическая помойка?

Онего — стратегическая помойка?

Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Жители Карелии отправили на прямую линию президента требование спасти озеро, от экологии которого зависит здоровье десятков тысяч человек

На его берегах расположена не только столица республики, но и другие города, крупные населенные пункты. Парадокс в том, что вопрос о защите Онежского озера от загрязнения находится на контроле в администрации Путина с 2016 года, а проблема сохранения крупнейшего европейского водоема рассматривалась в ЗС еще в 2000…

«Обращаюсь к вам с просьбой защитить конституционное право жителей Медвежьегорска (Карелия) на охрану здоровья и благоприятную окружающую и принять меры для охраны Онежского озера, – написала президенту из этого города активистка, а в прошлом депутат ЗС Карелии Валентина Евсеева, которая много лет ведет борьбу за экологию края. – В связи с отсутствием канализационных очистных сооружений хозфекальные городские стоки напрямую сбрасываются в Онежское озеро в объеме около 1,5 млн кубометров в год, а водоснабжение города осуществляется также из озера: вода подается в водопроводную систему всего в 1,5 км от места сброса канализационных стоков».

Валентина Евсеева напомнила, что в 2016 году жители города направили в адрес президента обращение с просьбой оказать содействие в строительстве канализационных очистных сооружений и это было связано с массовым заражением жителей опасной кишечной инфекцией. «Впустую прошли четыре года, деньги из бюджета так и не выделены, строительство не начато - продолжается преступное заражение одного из крупнейших озер Европы со стратегическими запасами пресной воды», – подчеркивает экоактивист.

– 11 ноября 2016 года на имя президента РФ Путина было направлено обращение жителей города (подписи поставили более 2600 граждан) с просьбой решить вопрос с защитой Онежского озера и здоровья граждан. И что? Фактически ничего. Чиновники всех уровней - от Управления делами президента РФ до правительства республики - взяли вопрос «на контроль», на контроле проблема строительства КОС и «зависла», – продолжает Валентина Евсеева. – Проблема висит, а «добро» течет в озеро.

Ситуация с коронавирусом отправляет нас к вопросу о политике власти, по всей вертикали - от президента до местных чиновников, по принципиальному вопросу сбережения нации. Нарушение конституционного права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции) пересекается с охраной здоровья как населения Медгоры, так и гостей города: не секрет, что летом отдыхающие купаются в озере в том «рассоле», который образуют хозфекальные канализационные стоки, они сбрасываются именно в местах купания».

В 2017 году в Законодательном собрании Карелии состоялся круглый стол на тему «Об охране Ладожского и Онежского озер»

Если быть точными, реакция все же последовала. В ноябре 2017 года. И на ней хочется остановиться подробней. Тогда в Законодательном собрании Карелии состоялся круглый стол на тему «Об охране Ладожского и Онежского озер». Ведущим был председатель парламента Элиссан Шандалович, депутат от Медвежьегорского района. На затравку участникам показали короткометражный фильм, в котором под тревожную музыку мелькали кадры замусоренных озерных берегов, а ободряющий голос диктора рассказывал, как благодаря установленным фильтрам удалось прекратить слив мазутных стоков в Онежское озеро в черте Петрозаводска… Все плохо, но ведь что-то делается – извечная уловка власти умело отразилась в мутной волне ангажированного пиара.

Сейчас будет длинная цитата из моей статьи, вышедшей в одном карельском СМИ после мероприятия – изменений за эти годы не произошло: «Разумеется, спикер не стал рассказывать собравшимся, что у проблемы выросла длиннющая борода. Еще в 2000 году в ЗС РК состоялись первые парламентские слушания «Онежское озеро: современное состояние, проблемы сохранения и перспективы использования». По итогам в Госдуму было направлено обращение с просьбой: «Рассмотреть возможность урегулирования федеральным законодательством проблем сохранения водоемов, имеющих стратегические запасы пресной воды, особо уязвимых для антропогенного воздействия, и в то же время имеющих важное значение для развития экономики субъектов федерации, на территории которых они находятся (озера Онежское, Ладожское и другие) с разработкой федеральных законов».

– О том, что творится в Медвежьегорске с водой, мне рассказали соседи по купе поезда, в котором я приехала на этот круглый стол из Москвы, – сказала в своем выступлении председатель центрального совета межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз», доктор биологических наук, академик Российской экономической академии Вероника Тарбаева. – Мне не понятно, почему предусмотренные в этом году на разработку проекта канализационно-очистных сооружений для Медвежьегорске средства были пущены на удлинение трубы водозабора? Почему это произошло без обсуждения с населением? Приняла от граждан обращение на этот счет. А их сын рассказал, что в школьных туалетах ужасно пахнет, от него у меня тоже есть заявление…

Выступившие с докладами и. о. министра природных ресурсов и экологии Карелии Алексей Щепин и известный специалист в области водных проблем, член-корреспондент РАН, научный сотрудник отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН Николай Филатов ничего особо нового не сказали. Ладога и Онего катастрофически стареют, загрязняются опасными веществами в том числе, и это в значительной степени касается Онежского озера из-за растущего числа форелевых хозяйств, убивающих экосистему. «Карелия производит 70 процентов российской форели, но при этом страдают пресноводные водоемы, – подчеркнул ученый. – Пора брать пример с Норвегии, где рыбоводческие хозяйства выведены в море, экосистема которого гораздо меньше страдает от подобного соседства. Напомню, что у нас тоже есть море…». Оба докладчика сошлись на том, что законопроект опаздывает от проблемы. Выход из сложившегося положения Щепин видит в правовом регулировании по примеру Байкала, который сам осуществлял, работая в Бурятии. А Филатов не раз ставил в пример Великие Американские озера, система которых напоминает нашу Онежско-Ладожскую, но гораздо разумней защищена от разрушения.

Ежегодно в водоемы Карелии сбрасывается до 240 миллионов кубических литров сточных вод

У круглого стола начали образовываться острые углы, когда в дискуссию включились специалисты различных ведомств. Шокировали статистические данные, которые привела заместитель руководителя Росприроднадзора по Карелии Ольга Брайко: ежегодно в водоемы Карелии сбрасывается до 240 миллионов кубических литров сточных вод, из которых 60 процентов недостаточно очищены и более 20 процентов – без очистки. Кроме крупных предприятий, главными виновниками загрязнения из года в год являются одни и те же предприятия ЖКХ, в борьбе с неэффективной работой которых бессильны и правоохранительные, и природоохранные органы. Штрафы погоды не делают, поэтому изменить ситуацию можно только целенаправленной государственной политикой. По словам Ольги Брайко, Росприроднадзор безрезультатно обращался в правительство Карелии с предложением о создании единого оператора, оказывающего услуги по водоснабжению и водоотведению по аналогии с операторами газо- и теплоснабжения, который мог бы контролировать эти вопросы в системе ЖКХ. Федеральным законодательством предусмотрено субсидирование строительства очистных сооружений, но и тут наша власть не преуспела. В сентябре правительством Карелии утвержден комплекс мер по развитию ЖКХ на 2017–2020 годы, где строительство новых очистных сооружений не предусмотрено. А теперь вспомните, что нам лукаво говорят про заботу о благе народа?

Заместитель директора Центра лабораторного анализа и технических измерений Росприроднадзора по РК Сергей Пластинин заострил внимание на том, что пять крупных населенных пунктов бассейна Онежского озера и восемь Ладожского бассейна не имеют очистных сооружений, назвав их «горячими точками», которые официально таковыми не объявлены. На Онего это поселки Кварцитный и Пиндуши, город Медвежьегорск, поселок Повенец – через реку Повенчанка, город Пудож – через реку Водла. В общей сложности в этих населенных пунктах проживает 35 тысяч человек. «В Медвежьегорске расположена специализированная республиканская больница УФСИН России постройки 1946 года, которая ежегодно сбрасывает в Онежское озеро 55 тысяч кубов сточных вод без очистки от заключенных, которые больны туберкулезом, гепатитом, сифилисом и ВИЧ. Вопрос не решается в течение восьмидесяти лет, поэтому сразу предлагаем обратиться к руководству УФСИН РФ по решению этого вопроса», – заявил оратор, зал охнул. На Ладоге, в карельской ее части без очистных сооружений существуют поселки Импилахти, Курккиеки Лассанен, Рауталахти, Ляскеля, Салми, Рускеала, Ряймяля, где в общей сложности проживает десять тысяч человек».

Власти Карелии не занимаются реабилитацией рек по федеральной программе, объявленной еще в 2009 году, не проводятся необходимые работы по ликвидации устойчивого нефтяного пятна в местечке Сайнавлок, ставшем микрорайоном Петрозаводска. Огромный урон озерам наносит пассажирское и грузовое судоходство тем, что с теплоходов и сухогрузов постоянно и бесконтрольно осуществляет сброс различных опасных отходов. Кроме того, ради сохранения Онежского и Ладожского озер, по мнению Росприроднадзора, необходимо увеличить до 500 метров водоохранную зону водоемов, как это сделано на Белом море. Сразу вспомнились нескончаемые заборы возле шикарных дач по берегам «стратегически важных бассейнов пресной воды» – их что, снесут? Не верю…

В Онежском и Ладожском озерах стремительно сокращаются рыбные запасы

Отчаяние прорывалось и в выступлении начальника Карельского филиала Карелрыбвода Сергея Иванова: в Онежском и Ладожском озерах стремительно сокращаются рыбные запасы. Если несколько лет назад в Онежском озере можно было выловить сига весом до восьми килограммов, то сейчас максимум – полтора. Беда с судаком, его запасы тают из-за варварского вылова в местах нереста. С 2010 года в Онего резко пошли на убыль и запасы лосося, вплоть до того, что стало невозможно собрать достаточное количество икры для заводского воспроизводства мальков. И только прошлогодний запрет на вылов этой ценной рыбы в Петрозаводской губе, а также усилия по борьбе с браконьерством позволил нынешним летом создать необходимый запас, который обеспечит воспроизводство онежского лосося на три предстоящих года и сохранить так называемое «шуйское стадо». По словам Сергея Иванова, чтобы уничтожить рыбные запасы, достаточно 1–2 года, а чтобы их восстановить, потребуются десятилетия.

Время шло, а список «горячих точек», которые предложил обозначить на круглом столе эколог Дмитрий Рыбаков, все не заканчивался. Глава Медвежьегорского муниципального района Андрей Кочетков задал вполне резонный вопрос: «Кого мы обманываем?» По его мнению, предложенный парламентом Карелии законопроект об охране Ладожского и Онежского озер хорош, но он не решает задачу: как, когда и кем очистные сооружения в Медвежьегорске будут созданы. Пока полномочия остаются на уровне района – никогда и никем проблема решена не будет, серьезный инвестор не придет туда, где окупаемости придется ждать десятилетиями. Конкретизировала вопрос Валентина Сукотова: найдутся ли деньги в республиканском бюджете 2018 года на проектную документацию для строительства КОС в Медвежьегорске, поскольку заложенные на эти цели средства в этом году с подачи депутата Шандаловича были потрачены на реконструкцию водозабора? Ответа не последовало.

Проект закона «Об охране Онежского и Ладожского озер» участники круглого стола одобрили единогласно, сделав акцент на необходимости не откладывать его в долгий ящик и добиться федерального финансирования основных проектов по защите стратегически важных для России и Европы озер. Смутило одно: у большинства присутствовавших депутатов ЗС не возникло к специалистам ни одного вопроса. Они в полемику не включились, так и просидели статистами, а кто-то откровенно играл в «ходилку» на своем смартфоне».

Если вы дочитали до конца, то, вероятно, тоже кипите от возмущения. Закипит ли кто-то в администрации президента на этот раз – увидим завтра…

P. S. Очень тревожная новость пришла в сентябре, об этом сообщил "Медиапоток". "Ученые из Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН и Морского гидрофизического института в Севастополе выяснили, что Онежское озеро серьезно загрязнено микропластиком. К сожалению, по результатам анализа донных отложений Онежского озера, обнаружен слой не менее 5 мм из частиц полимеров. Первые результаты показали, что средняя концентрация микропластика в водоеме достигает 2188,7 ± 1164,4 микрочастиц на 1 кг сухого веса осадка. Такие результаты говорят о том, что даже в Балтийском море уровень загрязнения в два раза меньше. Сейчас ученые продолжают оценивать масштабы загрязнения и искать пути решения данной проблемы. Но как ни крути, это большая экологическая катастрофа, с которой нужно что-то делать, иначе страна потеряет целую сеть водоемов в Карелии".

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
8 ноября 2020
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Ученый-эколог Дмитрий Рыбаков комментирует аварию на дамбе реки Кеми в Карелии
Мнение
15 октября 2020
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
«Покров» по-сегежски. Почему власти не хотят замечать проблему с загрязнением воздуха от ЦБК?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьКарелияЭкология