Счастливые мгновения русской деревни давно канули в лету. Союз рухнул, потянув за собой колхозы и рабочие места. Народ нищал и массово сбегал в города. Старики в одиночестве доживали свои дни. И теперь никого не удивляет, что в каком-нибудь селе осталось лишь три жилых избы, почти ушедших в землю. Остальные заброшены с выбитыми стеклами и сорванными дверьми.
Паллиативная служба «Радуги» #Паллиатив_на_выезде_точка_омск работает при поддержке Фонда Президентских грантов.
Детская выездная паллиативная служба «Радуги» существует с 2013 года. Начинали с объезда тяжелобольных детей в Омске, а теперь пытаемся побывать во всех районах Омской области. Семей, нуждающихся в помощи — и медицинской, и социальной, — сотни. И это лишь куцая статистика самой «Радуги» — на самом деле ситуация гораздо плачевней. И даже демографические выкладки едва ли полноценно иллюстрируют реалии современной России.
За столько лет насмотрелись. И на косые хаты; и на скрюченных детей, к которым даже «скорая»-то не сможет добраться по колдобинам. Насмотрелись на руины былой деревенской идиллии. И если в России лучше не болеть, как любит повторять досужий обыватель — то в современной деревне лучше и вовсе не рождаться.
Бюджеты урезаются, врачам попросту нечем платить, казна пуста. Поликлиники упраздняются. Единственная больница может быть в пятидесяти километрах. Люди-невидимки оказываются за бортом жизни. На самом отшибе, до куда не добирается ни цивилизация, ни хоть какая-то жизнь в виде угрюмого супермаркета.
Что уж говорить об узких специалистах, которые жизненно необходимы детям с тяжелыми диагнозами? Что уж говорить о специализированной помощи, о социализации? Тут бы выжить. Сил и возможностей на полноценную жизнь уже не остается.
И видя потухшие глаза матери, которая прижимает к себе свое больное чадо, мы мечтали создать для этих людей не сказку, а реальность, которой человек достоин просто потому, что он человек…
«Когда я выезжал в районы в составе паллиативной службы, — рассказывает Валерий Евстигнеев, руководитель БЦ «Радуга», — я с тяжестью на сердце смотрел на то, как живут дети, как живут их мамы. Тотальная нищета. И если в городе у семьи есть хоть какая-то возможность найти помощь: есть больницы, специализированные центры, стационары. То у семьи деревенской нет ничего. Ничего абсолютно. И нет денег, чтобы куда выехать. Они находятся буквально в каком-то заточении. И состояние детей с каждым годом ухудшается, потому что никто с ними не занимается. А мама просто не знает, как помочь своему малышу. Это страшно. Страшно быть беспомощным. Одиноким. А государство на таких людей не обращает внимание».
Сейчас детский хоспис «Дом Радужного Детства» функционирует уже полгода. Там тяжелобольные дети и их родители получают социальную и медицинскую помощь. Отдыхают и восстанавливают силы среди тишины и первозданного леса.
Мы специально объезжаем деревни, чтобы пригласить семьи в «Дом Радужного Детства». Ведь многие даже и не подозревают, что в этом мире есть такое место, где помогут, выслушают и не осудят.