Для меня в публичном пространстве важны две вещи, которых сильно не хватает в современной России: фактчекинг и институт репутаций. А еще я не люблю работать с токсичными людьми. И тут все сложилось в кучу.
Сама ситуация вызвала у меня улыбку, и до сих пор я немного ржу над этим всем, но так как форум провожу не я один и у остальных не такой высокий порог стрессоустойчивости, то разложу, что произошло, по порядку.
С чего начиналась организация форума?
Итак. Вначале сентября мне позвонила Света Занько и спросила, как я думаю, будет ли форум в этом году. На мой ответ, что нет, так как никто в администрации не закладывал на это бюджет, да и вообще оттуда не видно активностей, она спросила, что будем делать? Логичный для нас ответ “Ну давай проведем сами” получился сам собой.
На следующий день мы собрались в Инженериуме ВятГУ. Мы - это Светлана Занко, Олег Прохоренко, Константин Кропанев, Лев Саламатов и я. Дальше все было просто: мы решили, что, так как форум проводится без участия горадминистрации на этапе организации, нужно все сделать правильно (мы же по-другому не умеем). Для этого каждый напишет у себя в соцсетях пост и спросит у друзей, какие городские проблемы являются самыми актуальными для кировчан. На основе этой информации дальше мы должны были найти чиновников и экспертов из тех городов, где эти проблемы удалось решить, чтобы результатом урбанфорума были актуальные решения, дорожные карты и т. д.
По итогам сбора комментариев у нас получилась команда из 27 человек, которые присоединились к формированию программы и были готовы помогать с организацией. Мы сделали чат в Telegram и начали подробно это обсуждать. Также в сентябре - начале октября мы провели три собрания. И в чате, и на собраниях была оживленная дискуссия. Общего понимания, как именно все будет происходить, до определенного момента не сформировалось. Были непонятки с тем, кто за что отвечает, какой будет программа. Но сформировались три основных блока: парки и зеленые зоны, транспорт, политика и экономика, потому что так или иначе все, что происходит в городе, сводится к этому. Это отражено в протоколе от 30 сентября по итогам собрания. Еще до него Лев Саламатов начал игнорировать собрания, а в общем чате предложил включить трек по экологии и начал работать над его программой самостоятельно. Мы не были против, предварительно отнеся его к блоку по зеленым зонам.
Когда протокол был выложен в чат, Льва не устроила программа и цели форума. Вновь возникла дискуссия. Те, кто отписался по теме, программу и цели одобрили. Трек по экологии мы включили в общую программу. После этого 6 октября прошло последнее собрание большим составом, на котором еще раз обсудили урбанфорум, объединили все пожелания в таблицу и выложили в чате. Лев вновь остался недоволен, назвав программу «месячником лекций по урбанистике общества „Знания“», и объявил, что возвращается “к исходным трекам, которые были озвучены в его голове”. Никто не назначал Льва главным координатором урбанфорума и не наделял правом принимать окончательные решения, и, вообще, он был одним из 27 без явной поддержки своей точки зрения кого-либо. В организации двух предыдущих форумов он не участвовал. Все решения по программе и распорядку мы принимали коллегиально. Но в чате Лев почему-то сам “назначил” основные даты и тему, хотя никто, за исключением трех участников чата, его в этом не поддержал.
Ту информацию, которая была на собраниях и появлялась в чате в виде протоколов, решений и предложений, он не воспринимал, игнорировал или интерпретировал совершенно по-своему, из-за чего в чате начиналась ругань. Многие писали мне в личку, что не понимают, что происходит и что делает этот человек внутри команды, а Света вообще вышла из него. Но, так как нам важно мнение всех, мы не стали никого исключать и продолжили обсуждение. Мы несколько раз собирались отдельно административной группой с кураторами блоков и буквально в первую же встречу пришли к взаимопониманию. Диалог вошел в конструктивное русло. Как итог - общее видение урбанфорума, программа и предварительное согласие ряда спикеров.
Почему мы не стали проводить форум в онлайне?
В середине октября эпидемиологическая ситуация резко ухудшилась, и мы поняли, что проводить урбанфорум в том формате, к которому все привыкли и ждали, будет неправильно. В чате были долгие дискуссии о формате форума: онлайн или офлайн. В итоге мы провели два опроса: 1) проводить офлайн или онлайн и 2) переносить форум на январь/февраль или проводить в онлайне. В обоих голосованиях подавляющее большинство было за офлайн и перенос, потому что от онлайна все устали. По мнению большинства, именно возможность личного общения со спикерами и участниками урбанфорума является самой продуктивной его частью и часто это важнее итогового результата, так как заряжает на действия.
Итоги голосования о переносе форума Лев в чате никак не комментировал. 27 октября одна из участниц орггруппы форума Ксения Крестовская написала, что трек по экологии по договоренности с организатором (Львом Саламатовым) пройдет в назначенные даты онлайн - 20–21 ноября. Большинство против этого не возражало. Олег Созинов попросил у Романа Бокова разработанный им для общего мероприятия брендбук. 11 ноября в соцсетях мы увидели афишу урбанфорума с нашим брендбуком, в которой ни слова не говорилось о том, что трек 20–21 ноября является составляющей форума. Мы удивились, но продолжили работать над программой.
Что со всем этим делать?
Ничего. Мы не будем никаким образом препятствовать проведению блока 20–21 ноября. Программа есть в интернете. Если она кого-то заинтересовала, участвуйте. Общая программа (транспорт, парки, сохранение наследия, экономика и политика) с предварительными датами на конец января - начало февраля готова, ее можно посмотреть в предыдущем посте. Мы уверены, что у нас получится классное мероприятие, которое будет решать следующие задачи:
- станет “точкой входа” в гражданский активизм и общественную деятельность в сфере городской среды;
- будет способствовать реальным переменам в городе.
Какие выводы мы сделали на будущее?
Мы признаем коммуникативную неудачу. С нашей стороны тоже были недоработки. В особо трудные моменты стоило потратить больше сил на укрепление диалога, даже если в нем были заинтересованы только мы сами. Мы еще раз убедились в том, что личное общение незаменимо и что вместо бесконечных обсуждений в чате важно раз в неделю смотреть друг другу в глаза. Это способствует бОльшему доверию. Сейчас общество проходит сложную ситуацию, связанную отчасти и с пандемией: снижается общественная активность, истончаются социальные связи. Это серьезный вызов, и пока никто не разобрался, что с этим делать.
Ошибки были и в самом начале организации. В работу над программой включилось много новых людей, незнакомых друг с другом. Возможно, стоило начать с более неформального знакомства, обмена опытом, чтобы все понимали, кто, как и чем именно может помочь, какие у кого есть компетенции. Может быть, даже устроить тимбилдинг. Также стоило фиксировать письменно итоги каждой встречи и публиковать протоколы в соцсетях, договориться на первых собраниях о механизме принятия решений и прописать его и все-таки назначить главного координатора большинством голосов. Это ценный урок на будущее.
Важно помнить, что гражданский урбанфорум проводится в первый раз. Ошибки бывают у всех, главное - уметь их признавать всем участникам конфликта и работать над ними. Позитив я вижу в том, что без бюджета вполне реально провести интересное городское мероприятие. Этой осенью мы увидели, как много человек реально хотят менять город и проводить для этого различные форумы. Впервые в современной истории Кирова пройдут сразу два таких мероприятия, организованных обычными горожанами. Это возможность посмотреть, какой формат будет интересен кировчанам, какие инструменты будут эффективны, а какие - нет. Мы живем в одном городе, и на самом деле цель у нас одна и та же - сделать нашу с вами жизнь лучше.
P. S. Меня во всем этом расстроило только одно: что наши блогеры и СМИ (не все, но большинство) не стали разбираться в произошедшем, подлили масла в огонь и написали язвительные посты в соцсетях, несмотря на репутацию людей, которые в этом участвуют. Никому от этого лучше не стало, они лишь измазали себя в этом.