Царица Сююмбике – одна из первых мусульманских правительниц в мировой истории. Правительница Казанского ханства (1549–1551 гг.). Дочь ногайского бия Юсуфа.
В исторической памяти татарского народа ее судьба символически переплелась с судьбой Казанского ханства, Крымского и Касимовского ханств. Личность Сююмбике, ее удивительная судьба нашли отражение в народном эпосе («Сююмбике баете»), в творчестве русских, татарских и турецких писателей и публицистов.
Она являлась примером служения своему народу. Сююн-бике пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Она соединяет воедино все татарские народы и символически считается Матерью - Великой Царицей всех татар и тюркского мира.
Образ Сююмбике в русских исторических драмах предстает романтической натурой, в облике «восточной» женщины, которая приносит политические расчеты в жертву своим чувствам («Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки, 1806 г.; «Иоанн, или Взятие Казани» М. С. Рыбушкина, 1814 г.).
В татарских произведениях (Ф. Амирхан, Ш. Ахмадиев и др.) был создан идеализированный образ татарской правительницы. Ф. Амирхан, размышляя о переплетении судеб татарского народа и Сююмбике, называл ее «матерью нации», «дочерью народа».
Через татарскую литературу образ Сююмбике вошел в произведения турецких авторов (И. В. Наурузхан, Л. Каран и др.), и она стала олицетворением национальных качеств татарского народа.
Свои последние годы царица жила в г. Касимове (Мещерский городец), считается, что ее потомков не осталось, по другой версии, по политическим мотивам тех времен ее потомки жили инкогнито и под другими фамилиями.
Кочевое окружение ханов, которые всегда после 1518 года были пришлыми, и местная казанская знать воспринимали друг друга как чужаков; отношения между ними были всегда напряженными. Это неудивительно – основой конфликта между пришлым окружением царственной особы – потомка Чингисхана – и давно оседло живущей в Казани знати являлась не только (и не столько) разница в образе жизни и привычках, сколько их цели, сильно отличавшиеся друг от друга. Если для местной элиты это было сохранение того, что она уже имела, за собой и в дальнейшем — стабильность, то для пришедшего с ханом окружения важно было скорейшее обогащение за счет «земли», что не могло не приводить к разному видению одних и тех же ситуаций.
Браки на дочерях ногайских мирз имели действенное внешнеполитическое влияние и являлись стабилизирующим фактором на пространстве Золотой Орды и после ее распада. Женщины, символизировавшие «землю», были той нитью, которая связывала людей и государства воедино. Сююн-бике связала собою как Ногайскую Орду, откуда она была родом, так и родные ей Казанское и Касимовское ханства, а также и Московскую Русь.
Проводя исследования по истории Мещерского и Рязанского казачества, Касимовский краевед в архивах Посольского приказа 1626 года нашел упоминание о семье Сююн-бике. В письме местного (касимовского) чиновника на имя посольского думного дьяка говорилось о необходимости повышения денежного содержания на семью потомков татарской царевны и казаков, тайну их охраняющих.
Далее исследования уже велись по расходным книгам царского двора, вплоть до самой революции 1917 года, можно было отследить, что потомки царицы Сююн-бике продолжали жить и средства для их жизни продолжались отпускаться. Оставалось самое трудное — установить их судьбу и фамилии под которыми они жили.
По расходным отчетам было видно, что потомки царской семьи Сююн-бике не сидели в заточении, они бывали в Крыму, Будапеште, Стамбуле и др. Возможно, они принимали участие в неофициальных переговорах с турками как потомки великой династии Чингизов.
- Конечно, мы надеялись найти нынешних потомков великой татарской царевны - принца или принцессу по современным понятиям, - рассказывает депутат Касимовской городской думы казачий генерал Валерий Камшилов.
Наши поиски продолжались более четырех лет в разных уголках России и мира, благо казаки есть везде.
На Урале и в Тобольске огромную архивную работу провел генерал ФСК, атаман Уральского казачества Геннадий Ковалёв.
В Казане помогал Ринат Гильманшин.
В Крыму - атаман Ордынских и Мещерских казаков ахунд ЦФО Танай бек-Чолханов. Он же по нашей просьбе ездил в отдел Центрального городского архива города Будапешта (Budapest Főváros Levéltára). Благодаря этому нам удалось установить фамилию, под которой представители царской династии Сююмбике прибыли в Будапешт.
- Мы установили прапраправнучку царевны Сююмбике, на данный момент мы не готовы обнародовать ее имя, - комментирует Танай бек-Чолханов. Несмотря на то, что это будет радость для всего татарского и даже тюркского мира, геополитически мы пока не представляем, как может изменить мир появление настоящей татарской принцессы, представительницы рода Чингисхана, по существу объединительницы всех татар.
Неслучайно даже в советское время ее происхождение и фамилию усердно скрывали, только в 30 годы ее прабабушке было выдано три свидетельства о рождении на разные фамилии, и это только то, что сохранилось в архиве у принцессы. Для нее самой было открытием, узнать о своем происхождении, она сама пока не готова кардинально менять свою жизнь, стать публичной фигурой и даже номинально исполнять представительские функции царской династии.
Просто объявить ее имя невозможно, это и вопрос безопасности, который тут же возникнет, и вопрос внутренней и внешней политики - она уже не сможет жить прежней жизнью обывательницы, так или иначе на нее упадет большой груз ответственности как представителя династии и своего народа. Безусловно, с ней захотят встретиться на только российские лидеры татарского народа, но и мировые лидеры тюркского мира. Все очень сложно.
Мы можем сказать только, что девушке 30 лет, она живет в Рязани, знает пять языков.
Валерий Розанов, координатор ЦФО по связям казачества со СМИ