В день народного единства телеканал «Культура» анонсировал показ фильма "Былины Северной Эллады" о… разоренном Заонежье. Что узнает зритель, а чего не узнает – в нашем посте.
Для начала скажем, что этот ролик недавно получил главный приз шестого международного фестиваля кино и телефильмов «Святой Владимир» в номинации документального короткометражного кино. Короткометражка была подготовлена в рамках этнографического проекта «Земля людей».
О том, на какие размышления после просмотра навел фильм руководителя проекта «Федосовские чтения», председателя правления КРОО «Заонежье» Валентину Сукотову, серьезно изучающую прошлое и настоящее своей малой родины – в ее комментарии.
«Значит, "Былины Северной Эллады"? И ни слова о былинах! Да вообще об эпической поэзии края никто не вспомнил на протяжении всего фильма! Может, забыли? Может, что-то перепутали в сценарии? Вот здорово! О чем же этот фильм? Истинно «русскую» школу фольклора представили в своем творчестве простые заонежские крестьяне, зачастую неграмотные… Именно они сохранили в народной поэзии и, прежде всего, в былинах, доисторическое мышление, чем и привлекали многочисленных ученых.
Имена Трофима Рябинина (1801–1885) и Ирины Федосовой (1827–1899) стали символом всей русской эпической поэзии. А край с красивым названием «Заонежье» - настоящим сокровищем эпического наследия. И не удивительно! Собиратель Павел Николаевич Рыбников, познакомившись с «живым», исполнением был потрясен богатством сохранившегося материала.
Сохранили эту ценность простые крестьяне, настоящие мастера устного народного творчества, передавая тексты из уст в уста на протяжении нескольких веков.
Чем же дорога была крестьянину былина, в то время - «старина»? А привлекала она торжеством победы над злом и несправедливостью.
Главный герой – деревенский мужик, готовый в любую минуту пойти на защиту своего народа не щадя «живота своего». Обладая недюжинной силой, он мог и на гуслях сыграть, и песню исполнить, и коня подковать, и дров нарубить, и рыбы наловить… Конечно, любимец – Илья Муромец – добрый казак (казак – во времена киевского князя Владимира – воин, защитник).
Не случайно великий князь, называет богатыря мужиком. А как же иначе? Это он сегодня защищает Русь от врага-татарина, а на самом деле Илья – пахарь, любит родную землю, ждет урожая. И хотя Трофим Рябинин и Ирина Федосова вошли в историю фольклористики, как большие мастера былинного наследия, их знали многие крестьяне. Собирались битком в какой-нибудь избе и пели… Вот так и передавалось мастерство от большого к малому.
Как же информаторы попытались раскрыть тему «Былины Северной Эллады», если о былинах ни слова? А может, столичные журналисты их нацелили как-то по-другому? Ответа на этот вопрос пока нет.
Хочется, чтобы такой фильмы, тем более победитель конкурса, раскрывал самое главное: духовное богатство нашего народа, силу его искусства, способного показать всю мощь русского характера. И эта сила вывела заонежскую поэзию на широкую дорогу общественного признания далеко за пределы Отечества.
Посмотрев этот фильм, я испытала глубокий стыд за своих земляков. Приезжие журналисты, конечно, не могут владеть темой, но информаторы должны, прежде всего, понимать, что они защищают честь своего края. И никакой лжи, путаницы и искажения фактов допускать нельзя!
В фильме немало ошибок, для примера остановимся на одной: деревня Загубье Толвуйского поселения, часовня прп. Зосимы, одного из основателей Соловецкого монастыря. Идея строительства часовни вовсе не принадлежит жительнице деревни Людмиле Балеховой, как следует из ее рассказа авторам фильма. Это – идея одного из монахов, приехавшего на Палеостров. Идейным вдохновителем стала ученый КарНЦ РАН института языка и литературы Валентина Павловна Кузнецова. Именно она обратилась к директору Соловецкого музея-заповедника Михаилу Лопаткину.
Михаил Васильевич – коренной заонежанин, уроженец Великой Губы. Он-то и поддержал в память о великом святом и основателе Соловецкой обители строительство часовни на его родине. Автором проекта стал аспирант ПетрГу Александр Косенков, а руководителем – академик архитектуры В. П. Орфинский, но не Людмила Балехова.
Несколько лет Михаил Лопаткин направлял в Загубье бригаду реставраторов, спонсировал дело, опять же не Людмила Балехова. А дело не из дешевых! Бригадиром у строителей был реставратор Соловецкого монастыря Евгений Никонов. Не покладая рук, мастера работали на объекте. Сделали! Первым их помощником стал директор совхоза «Толвуйский» Иван Ткачук. И техника, и жильё для рабочих, и питание, и транспорт – всё это организовывал Иван Иванович, но не Людмила Балехова. Видя нехватку рук (а работу надо было закачивать), Михаил Васильевич обратился к директору совхоза с просьбой о помощи. И Ткачук незамедлительно выделил в помощь несколько рабочих. Если и Лопаткин, и Ткачук ушли от нас (Царствие Небесное), академик Орфинский в силу возраста этого фильма не увидит, Косенков живет за границей, то можно кому-то присвоить их труд, выдать за «свое»?
Кто же это? Людмила Балехова! Ой, как стыдно!"
Председатель правления КРОО «Заонежье» В. А. Сукотова
На фото из личного архива Валентины Сукотовой.
Реклама «7x7». Если вам нужно купить диван или другую мебель, то рекомендуем обратить внимание на сайт https://mebel169.ru