Очередной день депутата городского собрания был посвящен сохранению исторической памяти и проведению археологических работ при строительстве объектов недвижимости в Йошкар-Оле. Тема изначально была поднята общественниками из Российского военно-исторического общества и инициирована комиссией по развитию городского хозяйства собрания депутатов.
С докладом выступила Михеева А. И. - начальника отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Город, основанный в 1584 году, сегодня имеет 73 объекта культурного наследия: памятники истории и архитектуры, из которых три имеют федеральную категорию охраны, 67 - региональную; 11 объектов археологического наследия федерального значения, сохранность которых обеспечена законодательно. Об этом докладчик пояснила на конкретных примерах: проводящихся земляных работах на участке Набережная, д. 28; на объекте культурного наследия «Дом Карелина»; археологических исследованиях на участке прокладки коммуникаций к строящемуся дому по адресу: площадь Революции, 3.
Обсуждение коснулось и судьбы саморазрушающегося дома №98 по ул. Советской, который находится в федеральной собственности, и, согласно законодательству, ответственность за его сохранение несет собственник – следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл. Ни судебные решения, ни штрафы не могут заставить собственника привести в порядок этот объект культурного наследия. Ни город, ни республика не могут участвовать в финансировании восстановительных работ, так как данный объект не является ни муниципальной, ни республиканской собственностью. Да, наверное, и не хотят. Вот такая странная судьба. А пока на фасаде никому не нужного памятника культуры висит объявление «Внимание! Дом в аварийном состоянии!», чтобы мимо проходящие горожане остерегались падения разрушающихся конструкций. Собственник и власти ждут, очевидно, пока дом окончательно не рухнет?
От фракции КПРФ, в развитие темы, был поднят вопрос о памятном знаке «Детям войны». С инициативой его установки в парке Победы обратились активисты-общественники в администрацию Йошкар-Олы. Жителей города, которым досталась судьба военного детства и восстановления страны, сегодня около 16 тыс. Понимая большую общественную значимость увековечивания памяти детей войны, администрация к предложению отнеслась положительно: только его дизайн не должен ухудшать архитектурный облик парка и оказывать негативное восприятие жителями и гостями города, следует из ответа. И для принятия решения «рекомендуется представить переработанный проект с установкой памятного знака на конкретном месте, подготовленный при участии специализированных проектных организаций, профессиональных архитекторов, дизайнеров, с учетом обязательного выполнения благоустройства, озеленения, ландшафтного решения, декоративной, архитектурно-художественной подсветки и наружного освещения территории установки и обратиться в комиссию по рассмотрению вопросов установки памятных знаков и мемориальных досок при администрации» - т. е. все, чтобы отбить у общественников всякую инициативу при выполнении такого непосильного бремени. А почему бы этим не заняться самой администрации города, у которой есть все для выполнения выставленных требований? Логика такого решения исходит из устава города, согласно которому жители, посредством своих депутатов, нанимают главу администрации через процедуру назначения.
Прозвучала мысль русского философа и публициста Александра Герцена: нас всех объединяет «глубинное родство» на основе любви к своему народу, его истории, своеобразному быту и гуманному мировоззрению. Следуя этому тезису, участники дня депутата отметили, что для сохранения исторического и культурного наследия Йошкар-Олы необходимо объединить усилия городской администрации, общественных организаций и неравнодушных граждан. Или есть другой ответ на вопрос, кому это надо?
"Дети войны" - это давняя придумка Зюганова по привлечению электората. А мы, дети так называемой "перестройки" и развала СССР, разве не достойны того, чтобы нам государство заплатило? Что касается старых домов - их надо просто снести к чёртовой матери и не носится с ними как с писаной торбой. На берегу стоит какой-то хлам, типа дом какого-то известного в прошлом марийского деятеля - позор один, как бельмо на глазу
Дети войны - это наши родители и деды, которые своей жизнью заслужили отдельного почёта. А "дети так называемой "перестройки" и развала СССР" - у них ещё всё впереди, чтобы заслужить почёт своих наследников. Я в это верю.
Проблема с домом выросла из той же перестройки: тот кто хочет восстановить объект культуры, тот не может этого сделать по праву собственности. А тот, кто может - тот не хочет. Причём, никто из них не имеет права снести этот дом и построить новый. Вот так и ждут, пока он развалится.