Вопрос в заголовке можно было бы и не ставить. Специалисты это утверждают (не свидетельствует), предлагая не доводить граждан страны до истерического состояния ежедневной публикацией сводок о числе людей с выявленным положительным тестом на коронавирус. Среди заразившихся больше половины таких, кто не имеют симптомов болезни. Об этом говорит Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач России, академик РАН, ныне заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке (цитирую его высказывание, опубликованное на портале MedikForum).
Так что мое недоумение по поводу того, почему республиканский оперативный штаб по коронавирусу перешел на новый вид статистической отчетности, начав с 2 октября детализировать структуру ковидных пациентов, помаленьку находит свое объяснение. Прежний единый показатель — «больные коронавирусом», содержательно усложнился, став троичным. Есть инфицированные пациенты, у кого выявлен положительный тест на коронавирус. Есть заболевшие коронавирусом, которых уже надо лечить. И есть тяжело болеющие коронавирусом люди, которых уже надо спасать (для них и предназначены аппараты искусственной вентиляции легких и прочие спасительные медицинские приборы).
Поэтому трехуровневая градация объективна верна. Первая группа ковидных пациентов — это «инфицированные». Вторая – «заболевшие». И третья – «заболевшие, имеющие симптомы средней и тяжелой тяжести» (наверное, третью группу можно еще и раздробить).
Все, кто прошел тестирование на ковид-19 и у кого обнаружен положительный тест, автоматически попадают в группу инфицированных. Но далеко не все они именно больные. У них лишь положительный тест, который никак отрицательно не влияет на их жизнь. Привожу слова главного врача Московской городской клинической больницы им. Жадкевича Александра Мясникова, который в своем Telegram-канале раскритиковал существующий метод ведения статистики заболевания коронавирусом. «По сути, те цифры, что публикует что мировая, что наша статистика, — это количество не вновь инфицированных, а просто количество положительных тестов. Подчеркиваю — не заболевших людей, а результатов тестов». Причем даже число выявляемых тестов не позволяет объективно оценить ситуацию с коронавирусом, поскольку, пишет А. Мясников, в этой группе имеются бессимптомные больные.
Что все это значит? Возможно то, что общая статистика по коронавирусу (выявленных положительных тестов) не свидетельствует о критичности ситуации?
По оценке вирусологов, в серьезной медицинской помощи даже из числа заболевших коронавирусом нуждаются не более 15%, остальные переносят COVID-19 легко и бессимптомно. В качестве примера можно привести вице-премьера правительства Карелии по экономике Дмитрия Родионова, который, как он рассказывал порталу «Столица на Онего», переболел коронавирусом и сам того не заметил. И таких случаев много.
Так что спокойнее надо относиться к статотчетности и тревожиться лишь в тех случаях, когда речь заходит о росте числа людей, заболевших с симптомами средней тяжести (о худшем не пишу). Так и читайте сводки.
В Карелии оперативный штаб по коронавирусу с 2 октября стал классифицировать пациентов. Я посмотрел на данные по первым двум группам — «инфицированные» (понимайте, не больные) и «больные». Картина рисуется такая: с начала месяца, с 2 по 15 октября включительно, инфицированных в Карелии выявлено 921 человек, из них больных – 664 человека (72%). К слову, сегодняшняя статистика по сравнению с предыдущими днями много хуже. Коронавирусная инфекция выявлена за прошедшие сутки у 121 человека, из них 95 болеют и тяжело болеет 31 пациент (у этих средняя тяжесть протекания болезни). И что худо – еще одна смерть от коронавируса, 43-я по счету будет за время пандемии.
Это много, конечно. Но все познается в сравнении. Приведу данные из доклада генерального директора НМИЦ им. Алмазова, академика РАН Евгения Шляхто, написавшего недавно, что за шесть месяцев в России от острого коронарного синдрома и от ишемической болезни сердца скончалось в 20 раз больше, чем умерших за это время пациентов «с ковидом». Врачи утверждают, что борьба с пандемией привела к сильному росту заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и ряда других хронических недугов.
Но все мною написанное не означает, что можно игнорировать новый вирус, именуемый COVID-19. Нужно защищаться от него, соблюдая элементарные меры предосторожности (маски защитные надевать в общественных местах и прочие предписания медиков исполнять). Но не истерить. Скажем, тот же Роспотребнадзор сейчас стращает: не пользуйтесь денежными купюрами, переходите на безналичные платежи при покупке товаров и получении услуг. Это что — банковское коммерческое предложение?