Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Портрет Брежнева в сказке Владимира Войновича

Портрет Брежнева в сказке Владимира Войновича

Игорь Олин
Игорь Олин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Прочитал "Сказки для взрослых" Владимира Войновича. В издании 2012 года еще стихи разных лет и "Альбом" - оказывается, писатель любил рисовать, и у его картин зачастую тоже юмористический подтекст, как в книгах. Войнович в первую очередь, конечно, Чонкин. Неслучайно на его могиле установлена скульптура этого литературного героя. "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", особенно первая часть романа-анекдота, — одно из самых смешных произведений отечественной литературы. Все собираюсь перечитать, но пока времени не хватает.

Будучи уже известным прозаиком, сатириком, в советское время Войнович за Чонкина и пострадал. Пародию на советскую действительность и идеологические штампы, естественно, не публиковали, она ходила в самиздате. Опубликованная без спроса на Западе привела к установлению за автором слежки КГБ. Агенты спецслужб даже отравили его психотропными препаратами (так что такой способ борьбы с оппонентами - давняя традиция наших властей), после чего пришлось длительное время восстанавливаться. Правозащитная деятельность и ироничный взгляд довели Войновича до высылки из СССР в 1980 году и лишения советского гражданства.

В перестройку и далее уже свободно приезжал в Россию, куда вернулся окончательно в 2004 году. Противостояние с репрессивной государственной машиной навсегда превратило его в ненавистника социалистической эпохи, которую он продолжал разоблачать и высмеивать до конца жизни. И делал это, надо признать, с большим талантом. Мне запомнилась "Шапка" - трагикомичная феерия о ранжировании членов Союза писателей выдачей разных по ценности шапок, от кроличьих до норковых, в зависимости от признания заслуг и возникавших на этой почве гротескных конфликтах. Роман "Москва 2042" описывает фантасмагорический закат советской империи, доведись ей просуществовать ещё несколько десятилетий.

Непримиримость позиции в отношении государственной лжи была присуща Владимиру Войновичу и позже. Купить его лояльность Государственной премией 2000 г. не удалось. Он крайне негативно относился к установившемуся режиму Путина, выступал против разгрома независимых СМИ, политики в отношении Крыма и Украины. В 2015 г. заявил, что у Путина «едет крыша» и что он должен понести ответственность за свои преступления. И все же до последних минут свое вдохновение писатель черпал в советской истории.

Приведу особенно понравившийся мне отрывок о времени "застоя" из "Сказки о пароходе":

«Появился на мостике новый капитан – брови широкие, взгляд орлиный, сам из себя красавец. Этот оказался не волюнтарист. Он кукурузу на палубе не сажал и зигзагов велел никаких больше не делать. И пар приказал немного сбросить, поскольку за горизонтом, ясно, уже ничего, окромя горизонта, не будет.

Его спрашивают: „Когда же будет Лимония?“ Он говорит, скоро будет, а давайте, не дожидаясь ее, начнем развлекаться». „А как, – спрашивают, – развлекаться?“ „А давайте будем праздники праздновать“. „А какие, – спрашивают, – праздники?“ „А всякие, – говорит. – Годовщины нашего отплытия и мои дни рождения. А еще, – говорит, – давайте, вы будете награждать меня разными орденами и хлопать в ладоши, а я буду плакать“.

Надо сказать, что этот капитан был изобретательный. Люди награждали его орденами, хлопали в ладоши, он плакал и все еще чего-то придумывал. „А теперь, – говорит, – давайте вы будете называть меня не капитаном, а адмиралом. А теперь, давайте, я буду писать книги, а вы будете их изучать и конспектировать“. „Давайте“, – говорят.

Написал адмирал для начала первую книгу воспоминаний под названием „Как я учился плавать“. Он написал, а команда и пассажиры стали изучать и конспектировать, про Лимонию уже даже не думая. Уголь к тому времени, в общем-то, кончился, котлы остыли, команда и пассажиры никуда не плывут, изучают адмиральскую книгу „Как я учился плавать“. Книга оказалась гениальная и заслуживала всяческих наград. Ну, и награждали Адмирала. Прочтут страничку, Адмиралу медаль, прочтут главу – орден. За всю книгу присвоили ему звание Героя Черного моря. Ему понравилось. Написал он второй том воспоминаний „Как я научился плавать“. Потом дальше пошло: „Как я стал капитаном“, „Как я стал адмиралом“. Взялись ему навешивать ордена и присваивать звания одного за другим. Стал он Герой Белого моря, Герой Красного моря, Герой Балтийского моря и Герой четырех океанов. Потом решили ему присвоить звание Классика мировой литературы тоже с вручением специального ордена. И когда ему последний орден вручили, он вдруг, не выдержав всей навешанной на него тяжести, рухнул и так и остался заваленный орденами».

Можно во многом не соглашаться с Войновичем. Однако, мне кажется, никакой путь не будет успешным, если запрещаются и преследуются критика, ирония, смех, когда прекращаются дискуссии и остается одна генеральная линия, формируемая келейным кругом избранных вершителей судеб.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
28 сентября 2020
Вера Арнгольд
Вера Арнгольд
Активисты добились признания Дома Даля памятником
Мнение
28 сентября 2020
12
Павел Арзамасцев
Павел Арзамасцев
Выдвижение Путина на Нобелевку как троллинг высшего уровня
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКультураРазмышления