Штраф 90 тыс. руб. наложило Министерство сельского хозяйства Оренбургской области на благотворительный фонд "Сердца в унисон", основавший приют для домашних животных «Филимоша». Чиновники прицепились к тому, что мы не уведомили «их высочества» о падеже 29 августа 2019 года животных — гибели 65 кошек и одной собаки от неизвестного газа, поступившего в помещение приюта не по нашей вине. 31 августа уже в присутствии представителей Минсельхоза, управления ветеринарии, полиции и журналистов вновь произошел выброс, в результате которого пострадали люди. С диагнозом "ингаляционное отравление неизвестным газом" были госпитализированы три волонтера. По данному факту заведено уголовное дело против неизвестных лиц. Дело не в людях, стоящих у руля, дело в системе. Я хочу рассказать, как все было на самом деле, как реагирует на произошедшее общество и как "Филимоша" работает сейчас.
Это не могло случиться с нами
В августе 2019 года организаторы и волонтеры оренбургского приюта «Кошкин дом» были полны надеждами. Летом запросов на животных гораздо меньше, так как при их изобилии будущие «добрые ручки» разъехались в отпуска, а поток бездомных не снижался. Вот у нас в приюте собралась толпа котиков, идеально готовых к переезду в новый дом: все привитые, стерильные, чистоплотные, большинство здоровые, ручные, очень многие похожи на фенотипы популярных пород или как минимум метисы. Каждый — просто мечта, а не питомец.
Утро 29 августа выдалось хорошим. У меня было личное суеверие: нужно оставшуюся остановку проехать на подножке автобуса под любимую песню. Удалось — значит, день не насмарку. Раньше срабатывало безотказно!
На подходе к зданию я сразу же почуяла вонь, но не поняла, что это. Может, накануне (меня тогда не было) что-то красили? Но зачем выбрали такую ядреную пакость? Думала, что закончу с вольерами на первом этаже и позвоню, спрошу. Дальнейшее кажется чем-то неправдоподобным, что не могло случиться с нами.
Хроники трагедии
По нашим предположениям, примерно в 4:00–5:00 был произведён веброс некоего вещества, по запаху похожего на сероводород, в КНС на углу Илекской и Беляевской. Наше предыдущее здание на Илекской, 53а было подключено к централизованной канализационной системе, и это привело к тому, что вещество поступило в наши трубы. Вентиляция у нас хорошая, но на такие выбросы она была не рассчитана. Эксперт, проводивший вскрытие погибших животных, сказал, что большинство котов практически сразу же потеряли сознание, но умирали в течение 30 минут. Большинство — но не все, так как концентрация газа была неравномерной и в одном крыле котики просто уснули, а в другом метались, опрокидывали домики, но зато целых четыре кошечки выжили — Лаура, Валери, Бусинка, Шарлотта. У каждой из них и до этой газовой атаки были трагические судьбы, заслуживающие отдельного рассказа. Вот видео, где о произошедшем рассказывает директор фонда «Сердца в унисон» Юлия Бабенко.
Как общество отреагировало на проблемы волонтеров
Мы создали петицию с призывом отменить штраф и оповестили все службы и журналистов, но как обычно бывает... Как под новостью о каком-нибудь рандомном убийстве девушки в сетевых комментариях обнаружится масса "умников и умниц", которые лучше знают, как все было, так и в нашем случае они нашлись, те, кому не нужны достоверные сведения, ведь через портал в своем черепе они получают информацию от бога напрямую. Все, что они когда-то где-то услышали, обсуждали с кем-то на кухнях или читали в интернете, смешалось в их головах в адскую смесь, которую они поспешили выплеснуть наружу. Это я пишу к тому, что не нужно сразу же строить гипотезы, а сначала изучить все подробно.
Волонтер живет не в вакууме, а в обществе, и он этому обществу оказывает своего рода услугу. В нашем случае это спасение котиков, которые по вине людей стали бездомными. Пришла пора изучить, как общество реагирует на проблемы волонтеров, в частности, в следующий раз я расскажу, как на произошедшее отреагировала власть.