Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Смоленская область
  2. Домашнее насилие в Российской империи и Российской Федерации

Домашнее насилие в Российской империи и Российской Федерации

Татьяна Бородай
Татьяна Бородай
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Это не научная и не исследовательская статья. Мы лишь хотим сравнить современные случаи домашнего насилия и свидетельства очевидцев о домашнем насилии в XIX веке.

«Жизнь Ивана», О. Семенова-Тян-Шанская

Вообще замечено, что более всего бьют жен пьяницы: бьют либо за то, что жена скажет что-нибудь «поперек» (упрекнет, напр., в пьянстве: «опять нализался» или «нажрался кобель»); бьют из ревности. Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало — кулаками, пинком. Таскают за косы (через порог), так что голова только «ту-ту-ту».

По поводу битья: бьют не только жену, но иногда и старого отца. В одной деревне молодой парень убил своего отца оглоблей (так бил, что он умер от побоев). В селе Мураевне был один случай, что пьяница муж убил свою жену за «гульбу». Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену до тех пор, пока она не впала в бессознательное состояние, в котором через день и умерла, не приходя в себя.

Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену.

Юридический вестник, Я. И. Лудмер, 1884

Ни одно судебное учреждение не может в пределах нашего законодательства оградить женщину от дурного и жестокого обращения с нею . И только тогда, когда «терпеть нет уже моченьки», когда уже на ней, как говорится, нет ни одного живого места, она, избитая и изможденная, нередко с вырванной мужем косой в руках, плетется к мировому судье в надежде, что он защитит ее если не формально, то хоть своим авторитетом. 

Спойлер: у мирового судьи не было реальных инструментов для защиты женщин от домашнего насилия.

«Дневник писателя», Ф. М. Достоевский, 1876 год

Пьяный муж пришел к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и потребовал водки, и стал бить ее, чтобы вымучить еще водки, а несчастная каторжная работница (вспомните женский труд и во что он у нас пока ценится), не знавшая, чем детей прокормить, схватила нож и пырнула его ножом. Это случилось недавно, и ее будут судить. И напрасно я рассказал об ней, ибо таких случаев сотни и тысячи, только разверните газеты.

Из письма императору Александру II, Юлия Гревс, первая жена Айвазовского, 1870 год

Однажды муж мой бросил меня оземь в присутствии нашего управляющего; дети мои меня подняли, но от падения и нравственного потрясения кровь пошла у меня горлом. Другой раз он вывихнул мне руку, о чем может свидетельствовать вправивший ее пользовавший меня врач Эргардт и таврический вице-губернатор Солнцев, посетивший меня вслед затем.

С угрозой меня зарезать, он бросился на меня, больную женщину, с бритвой, я успела с силой, которую дает иногда отчаянье, вырвать ее из его рук и выбросить в открытое окно.

В припадке бешенства он другой раз схватил меня за горло, и я была освобождена из его рук сестрой доктора Эргардта, которая в то время находилась у нас в доме, но долго я носила на шее знаки от этого насилия. Этот последний поступок мужа моего вынудил меня послать за феодосийским полицмейстером Пасынковым, который при спросе о том должен будет подтвердить, как это, так и многое другое, хотя он потворствует во всем моему мужу.

С. Г. Рыбаков

В кочевке Казаккуловой, расположенной в 50 верстах от г. Верхнеуральска, в июле 1893 г. некто Магафур, вернувшийся со свадьбы домой, приказал своей жене поставить самовар. Та подчинилась с неохотой, сетуя на поздний час и нетрезвое состояние своего мужа. В ответ последовали один за другим удары. Не останавливало расходившегося мужа и то, что жена его была беременной. Услышав вопли и причитания женщины, сбежались соседи, и лишь их вмешательством в драку, а также брата Магафура, драке был положен конец. При этом окружающие, хотя и не одобрили поступок Магафура, но, и жена не смела перечить мужу, считали они. Поэтому она сама виновата в том, что с ней случилось, муж имеет право поступать с женой так, как посчитает нужным. 

Ю. А. Иликеева

Башкирка Кашфуллина Сания из деревни Красный Яр Булекей-Кудейской волости Уфимского уезда в прошении в Оренбургское Магометанское духовное собрание писала, что уже после года совместной жизни «жизнь с моим мужем, кажется мне не человеческой, а зверской. Мало того, мой жестокий муж еще позволяет бить меня свекру». А «лучшие» старики деревни удостоверили следствие, что с Санией обращаются хуже, чем с самою злою собакой: бьют и в бане, и в избе, и на дворе, и на улице. Свекор бил Санию до крови каждый день. На упрек же односельчан за жестокое обращение с женой муж и свекор сказали: «На то она взята, чтобы бить». На основании всех выше сказанных показаний брак их был расторгнут.

Всероссийский поместный собор Русской православной церкви 1917–1918 гг. принял определение «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» в числе которых было и «посягательство на жизнь, здоровье и честное имя супруга». Доклад «О поводах к расторжению церковных браков» вызвал бурную дискуссию на заседаниях Собора. Противники расширения поводов к разводу (к ним принадлежали прежде всего крестьяне и миссионеры) считали, что принятие доклада совершенно недопустимо, так как это приведет к уничтожению семьи. Они считали, что развод противоречит Евангелию и поэтому его невозможно и не нужно допускать, к тому же грубое обращение с женщиной в деревне является-де «устойчивым обычаем».

Как сказал по этому поводу член Поместного собора крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин: «Не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись».

16 (29) декабря 1917 года советская власть выпустила декрет о расторжении брака, теперь для этого достаточно было заявления одного из супругов. Но дало ли это женщинам защиту от домашнего насилия в России?

Настоящее время

11 декабря 2017 года Маргарита Грачёва села в машину к своему мужу Дмитрию, предложившему подвезти. Грачёв отвез ее в лес. Там мужчина привязал жертву к дереву и измывался над ней больше часа, пытаясь выбить признание в измене. Перетянув туго жгуты, Грачев пустил в ход топор и отрубил руки Рите. За месяц до этого он уже угрожал ей ножом, и Маргарита сообщала об этом в полицию. Никаких мер профилактики принято не было.

*

Жителя Чувашии, 45-летнего Александра Ануфриева отправили в тюрьму на 15 лет за убийство (часть 1 статьи 105 УК РФ) жены. Ануфриев задушил веревкой 37-летнюю Анну Овчинникову. После этого он вывез ее тело в сумке на такси и закопал, сообщает «Медуза».

Анна Овчинникова обращалась в полицию за месяц до убийства, поскольку супруг ей угрожал. Он уже пытался ее задушить, а в конце 1990-х его судили за двойное убийство. Полиция отказалась завести дело. Сотрудников, которые приняли такое решение, не стали судить по статье о халатности.

*

«Она вернулась домой, я сидел на кухне, она начала идти к себе в комнату, и я ударил ее кулаком в лицо, она упала на пол. Я ударил еще несколько раз, у нее пошла кровь изо рта, и она начала просить меня уйти. Я не ушел, лол. Я начал ее душить. Во время этого она все еще продолжала говорить что-то похожее на "уйди". В один момент она явно потеряла сознание, но сердце продолжало биться» (Артем Исхаков об убийстве Татьяны Страховой, 2018).

*

27 июля 2018 года в Москве в своей квартире был убит безработный отец-одиночка Михаил Хачатурян. СК предъявил обвинение в убийстве группой лиц по предварительному сговору трем его дочерям: Крестине, Ангелине и Марии. Хачатурян долгое время применял насилие к своим жене и детям, выгнал из дома мать и старшего брата девочек за несколько лет до своей смерти, часто препятствовал девочкам в посещении школы, избивал их и насиловал двух старших. Суд над Марией уже идет, над двумя старшими сестрами начнется в октябре 2020 года.

Законопроект о профилактике домашнего насилия до сих пор не рассматривается парламентом. Он поступил туда в ноябре прошлого года

Без традиционных ценностей общество деградирует, и мы должны к ним вернуться (В. Путин).

Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры (Стратегия национальной безопасности России, 2015).


Источники:

Как мужья обращались с женами в рамках традиционных семейных ценностей. Россия в конце XIX века: https://valkiriarf.livejournal.com/1276313.html

Отрывки из книги Ольги Петровны Семеновой-Тян-Шанской про жизнь русской женщины в XIX веке: https://wolfs-eyalash.livejournal.com/156330.html

Домашнее насилие в России. Самые громкие случаи за год: https://polit.ru/article/2019/10/24/domashnee-nasilie-v-rossii/

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
28 июля 2020
Морена Морана
Морена Морана
Чем домашнее насилие отличается от обычного?
Мнение
17 августа
Александр Кынев
Александр Кынев
Категорически не согласен с оценкой Brief как провластного
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияФеминизм