Во всей нашей Арктике есть всего лишь два обитаемых острова. Это Колгуев и Вайгач. И побывать в одном из двух самых отрезанных от мира поселений было моей давней мечтой.
Поселок Варнек начал свою историю в 30-х годах прошлого века с геологоразведочной экспедиции, которая и оставила после себя поселение, куда местные ненцы и переселились. Какие-то сами, каких-то переселили.
Связь поселка с материком осуществляется вертолетом из Нарьян-Мара и летом судном по Баренцеву морю. Раньше, когда зимы были более холодными, через пролив Югорский Шар переезжали гусеничные вездеходы. Не каждый год, по настеленным на лед плитам-трапам от разборной взлетно-посадочной полосы, но перебирались.
Сейчас уже такое давно невозможно, так как буйный и теплый пролив если и замерзает, то ненадолго и переехать его можно только на снегоходе. Да и то очень опасно. Не зря это место называют кладбищем снегоходов. Да, кстати, передвигаются местные жители по острову тоже на снегоходах. Круглый год. Просто все лето ездят на Буранах по траве и таскают за собой нарты.
В Варнеке проживает всего около 70 человек. Это ненцы. И живут здесь не только коренные жители Вайгача, но и ненцы, переселенные с островов Новой Земли. Когда там устроили ядерный полигон, всех местных обитателей быстренько оттуда расселили - кого-то на материк, а кого-то в Варнек.
В поселке нет ни мобильной связи, ни даже почты, но есть баня и магазин, который, к нашему удивлению, открыт исключительно для местных и не продает товары посторонним.
Школы тоже нет, и дети учатся в интернате в селе Каратайка. А ведь когда-то поселок насчитывал больше 1,5 тыс. жителей и был очень развитым поселением.
Всегда поражало сожаление имперский турЫстов, о том прошлом, когда на крайнем Севере в тяжелых климатических условиях прожывало много людей. Причем ссыльных империей людей.
Есть в этом что-то генетически нездоровое в головах имперских крепостных.
ЗЫрик, хватит штаны, второй десяток лет, протирать возле компьютера. Бери гектар земли русского Севера ( пока дают) и начинай, вместе с семьёй, возрождать оленеводство. Возьмёшь второй женой ненку, будешь размножаться, улучшишь генофонд коренного населения, как предки начнёшь есть сырое мясо и рыбу, жить в вигваме и обретёшь наконец полную свободу о которой ты так грезишь и мечтаешь. Можешь тягач отремонтировать и будешь ездить по тундре истинным и неповторимым ХОЗЯИНОМ земли русского Севера. А там и в Финляндию будешь гонять огромные стада оленей, станешь успешным бизнесменом, а потом и главным шаманом стойбища. О тебе будут слагать легенды и передавать потомкам сказания о Великом Зяшке - шамане 21 века.
Дежнево - Русский Север. В поселке размещается колония для рецидивистов и лечебное учреждение для зеков.
А куда деваться? В любой стране мира есть тюрьмы. К чему ты это постоянно гундосишь не понятно. Кстати, к примеру, жителя села Щугрэм, который застрелил, нажравшись водяры, односельчанина тоже поместили в колонию где-нибудь под Сыктывкаром. Случай не единичный, а лечить ЗК тоже нужно, потому и больница есть, республиканская, где и коми морту окажут медицинскую помощь.
Если посчитать число зеков на 100 тыс населения региона, то в Коми их больше среднего по России в раза полтора. Число сидящих нужно привести в соответствие с численностью населения региона. Потом, в условиях климата Коми их содержание здесь банально дороже.
Больница республиканская в смысле одна на все колонии в республике или функционирует за счет бюджета республики?
Да уж... всё замусорено...кто будет вывозить металлолом и прочий хлам?
Традиционный образ жизни порушили, а взамен ничего не дали..