В архитектуре здания Орловского центробанка на улице Гостиной, 6 есть много примечательных деталей — ажурная ковка, вырезанные из белого камня цветы, фигурные кирпичные узоры. Но особое украшение здания прячется в той его части, что смотрит на набережную реки Орлик. Там, между окнами второго и третьего этажей, в небольших нишах сохранились миниатюрные цветные керамические плитки.
Это старинные изразцы, вмонтированные в стены корпуса банка еще при строительстве в 1900 году. Мало кто из прохожих обращает на них внимание. Да и я до последнего времени не удосуживалась их рассмотреть, не придавая особого значения этим «веселым картинкам». Но вот однажды, всмотревшись и разложив перед собой фотографии этих изразцов, вдруг поняла, что напрасно считала, что знаю о здании банка все или почти все.
Работая над статьей, посвященной автору проекта банка зодчему С.К. Родионову, и ища прообразы нашего орловского здания в архитектуре «русского стиля» и московского модерна, я обнаружила много неожиданного.
Во-первых, здание орловского банка стоит особняком в творчестве Родионова и почти не имеет аналогов среди прочих его работ. Во-вторых, обнаружила, что вдохновлялся Родионов при создании проекта для Орла, скорее всего, построенным за два года до того (в 1895-м) в Москве, на улице Большой Якиманке, «домом купца Игумнова».
У зданий много общего в архитектуре, но близнецами их назвать нельзя. «Дом Игумнова» гораздо сложнее и богаче Орловского коммерческого банка. Оно и понятно. При всем богатстве владельца орловского банка Лазаря Полякова, он даже ради привлечения клиентов не был готов на такие траты, как купец Игумнов, израсходовавший на свой дом совершенно немыслимые по тем временам деньги — около 1 млн руб. И все же есть в этих двух зданиях, в Москве на Якиманке и в Орле на Гостиной улице, абсолютно одинаковые детали — те самые цветные изразцы.
Дом Игумнова
Орловский банк
Заметив это, я решила разобраться в их истории подробнее. Выяснилось, что весь керамический декор «дома Игумнова» создавался не по проекту его архитектора Николая Поздеева, умершего от туберкулеза еще до окончания строительства, а на знаменитом фарфоровом заводе Кузнецова.
Логично было бы предположить, что и наши орловские изразцы были произведены там же. Но все оказалось сложнее: «игумновские изразцы» были произведены на заводе Кузнецова по индивидуальному заказу, согласно эскизам, разработанным известным художником-керамистом Семёном Масленниковым. Но данных о том, что в последующие годы на кузнецовском заводе производилось что-то подобное, я пока не нашла. Художник-керамист Семён Иванович Масленников оказался человеком удивительной судьбы. 10 лет, с 1879 года, он был владельцем собственного керамического завода, находившегося в деревне Чернятке Тверской губернии. Но в 1889-м завод сгорел, и Масленников уже не смог возобновить прежнее производство. Некоторое время он служил на заводе М.С. Кузнецова.
Тот самый легендарный «кузнецовский фарфор»
В этот период им и была разработана серия изразцов по мотивам древнерусских орнаментов для «дома Игумнова». Изразцы тянутся вдоль здания сплошной цветной лентой. На них чередуются растительные мотивы и изображения птиц: черно-синего орла с золотым клювом и короной и птицы Сирин с человеческой головой и ярко-оранжевыми перьями.
Дом Игумнова
Дом Игумнова
Те же сюжеты в нескольких цветовых вариациях можно увидеть и на орловском банке.
Орловский банк
Орловский банк
Сразу после окончания работы над «домом Игумнова» Масленников уехал из Москвы и возглавил Миргородскую художественно-промышленную школу. Там он учил других керамистов, а сам почти не работал с частными заказами, лишь изредка украшая дома и храмы города Полтавы, центра губернии, в которую входил Миргород. По мнению миргородских и полтавских историков, заказы за пределами Полтавской губернии получались Масленниковым и его учениками исключительно через его друга, петербургского архитектора Николая Никонова. В отделке зданий и храмов, построенных Никоновым в Петербурге на рубеже веков, часто использовались плитка и изразцы, созданные в миргородской школе. В 1899–1900 годах, когда в Орле строилась часть здания банка, украшенная изразцами, Масленников с учениками создавал керамический декор для собственного доходного дома архитектора Никонова на улице Колокольной, 11.
дом Никонова на Колокольной, 11
В современном Петербурге он известен как «дом-пряник». Среди изразцов, украшающих здание, и сегодня можно увидеть знакомых по орловскому банку птиц Сирин и золотоклювых орлов.
Очевидно, эти мотивы были особенно важны и дороги Масленникову, раз он повторял их из раза в раз на протяжении многих лет. Нельзя не отметить, что и на здании орловского банка большинство изразцов именно с изображением птицы Сирин.
Подводя итог, можно уверенно сказать, что автор орловских изразцов в идейном смысле, безусловно, С.И. Масленников – легендарный художник-керамист, украсивший своими работами множество строений в Москве, Санкт-Петербурге и Полтаве. Его творчество объединяет Орловский коммерческий банк с прекрасными зданиями-памятниками Москвы и Петербурга рубежа XIX и ХХ веков. Но кто, как и когда непосредственно изготовил изразцы для Орла, пока точно неизвестно. Проследить связь Масленникова и Никонова с архитектором Родионовым в период его работы в Орле мне так и не удалось.
Возможно, подсказка к разгадке этой тайны зашифрована в самом здании. Если присмотреться, то размещение изразцов на стене банка кажется очень странным и хаотичным. Некоторые изразцы в нишах банка повторяются много раз. Больше всего там Сиринов и раздвоенных ягод, представленных в разных цветовых вариациях. А некоторые — как, например, черный орел, синий цветок и листик, напоминающий веер, представлены в одном экземпляре. Неужели так было задумано?
Или просто выбора не было? Может быть, наши изразцы — это какие-то остатки, которые не пригодились на стройке «дома Игумнова» или «дома Никонова»? Пусть это будет еще одной версией.
Сирин с дома Игумнова
Так, изображенные на изразцах чудесные цветы, черный орел и озорная птица Сирин заставили меня провести целое историко-искусствоведческое расследование, рассказали удивительную историю человека, беззаветно любившего свое дело и следовавшего своему призванию несмотря ни на что, но так и не дали ответа на одну из загадок здания Орловского коммерческого банка.