При том, что я очень ценю режиссерские работы Алексея Балабанова, его фильм "груз 200" - один из самых нелюбимых и даже невыносимых. Так что не уверена даже, что смогу посмотреть эту кошмарную картину еще раз когда-то. Тогда, в 2007 году, она показалась низкопробной чернухой, нажимающей на все запрещенные точки, излишне нарочно. В основном из-за дикого образа капитана милиции Журова. И хотя образ "мента" в нашей стране оставляет желать лучшего, и даже дети сегодня, по-моему, не верят в милиционера вроде дяди Степы. Однако все это мне казалось излишней стереотипизацией и навешиванием ярлыков (я вообще не сторонник разделения людей на группы). Казалось, и в полиции работают разные люди...
Сейчас, после 20 месяцев активной уличной деятельности, вынырнув из теоретических исследований государства и общества, и проведя не меньше сотни бесед с самыми разными столичными полицейскими, с сожалением могу констатировать, что полиция — самая настоящая группа, наделенная определенным поведением, практически без исключения.
А это тяжелейший диагноз государству (и стране). Ведь без полиции невозможен правопорядок. Без нее страна впадает в анархию. Но и это еще не худший вариант. Гораздо плачевнее, когда есть "как бы полицейские", наделенные формой и полномочиями и творящие абсолютное бесправие. Потому что им в отношении людей без погон и высоких должностей можно все — без каких бы то ни было ограничений и мало-мальских оснований.
Так на примере одного одиночного пикета можно увидеть, какое безумное количество правонарушений совершают полицейские. Все их нижеописанные действия — не единичный случай, а то, что случалось на моих глазах регулярно и без исключений.
Итак, вы стоите в одиночным пикете.
Если это значимое, "центральное" место, к вам непременно подъедет наряд. Тут надо заметить, что пикет не предполагает обязательной проверки. Хотя бы потому что он не требует разрешения. И по идее пикетчик ничем не отличается от прохожего (конечно, если тот не совершает противоправных действий — что никому не разрешено). И тем не менее полиция исправно подходит для проверки документов именно к пикетчикам.
Ok, допустим даже, что им надо просто установить гражданство. Ведь по нашим законам (не везде так) пикетировать может только гражданин Российской Федерации. Поэтому сам подход даже не засчитываю как явное нарушение. Однако проверка происходит совсем не для этого. Ведь для нее достаточно было бы даже обложки паспорта. Впрочем, я забежала вперед. Сначала просто подходят полицейские, и в этом месте:
1 нарушение: как правило, они не представляются, хотя этого требует закон "О полиции". Я говорю: как правило, потому что некоторые наряды со временем были уже приучены к этому гражданами. Однако изначально полицейский подходит сразу с требованием, не предъявив свои документы (т. е. для этого жеста требуется усилие пикетчика, хотя представляться — обязанность, а не право полицейского).
2 нарушение заключается в том, что полицейский требует паспорт и непременно тянет к нему свои руки. Хотя гражданин не обязан передавать свой паспорт ему в руки.
3 нарушение: полицейский начинает изучать паспорт, но не только гражданство, а все, включая место прописки. Хотя для этого нет никаких оснований.
4 нарушение: полицейский не только изучает, но и переписывает все данные — для чего уж совсем нет повода и полномочий.
5 нарушение: эти данные он потом передаст в Центр "Э". Т. е. фактически полицейский переписывает активных граждан, которые — за правовое государство, и "сдает" их как преступников, на их языке - "экстремистов". В этом пункте нарушается море законов, в т. ч. и о защите персональных данных. Не говоря уже о солидарности - в праве, государстве, как институте, и прочей ерунде - в их понимании. А грубо говоря, срали они на все это.
6 нарушение: даже если человек свернул свой плакат, еще до подхода полиции, они потребуют развернуть его, т. е. фактически заставят человека встать в одиночный пикет.
7 нарушение: этого человека сфотографируют, что тоже не предполагается законом "О полиции" и др. законами.
8 нарушение: если есть установка на задержания в этот день или месте, полицейские непременно задержат человека даже с самым безобидным плакатом. И даже без плаката (см. практику "невидимых пикетов"). На моей практике очевидца не было ни одного исключения (а исключения были лишь тогда, когда и установки никакой не было).
9 нарушение: полиция задержит без какой-либо причины, даже не выдумывая ее на месте. Хотя причина должна быть названа. Человек с плакатом (или без) просто похищается с улицы. Хотя по идее закон предполагает предупреждение. И если, допустим, человек, что-то нарушает, то ему следует для начала сказать об этом и дать шанс исправиться.
10 нарушение: пикетчик доставляется (в душном автозаке) в ОВД — непременно. Хотя протокол, даже в случае какого-то нарушения, может и должен быть составлен на месте (как при том же ДТП). Но идея же не в устранении "правонарушения", а в устранении пикетчика.
11 нарушение: Европейская конвенция по правам человека, под которой подписалась и Россия, гласит, что свобода мирных собраний не может быть нарушена даже если нарушены теоретические правила и формальности. Т.е. если пикет фактически не нарушает в реальности правопорядок, он не может быть остановлен (как даже митинг, шествие и пр.). И на этом основании судебные споры об этом выигрываются без исключения гражданами в ЕСПЧ. Однако по-прежнему, несмотря на то, что нет ни одного потерпевшего от одиночного пикета (ни одного! за все время!), пикетчики задерживаются и приговариваются к диким штрафам и арестам.
12 нарушение: уже в ОВД полицейскими исправно фальсифицируются протоколы. Собственно, за эти два года я не видела ни одного правдивого документа в этом отношении. Они переписывают хрень, спущенную сверху, вроде "кричал лозунги тематического содержания" (Хотя никто и не кричал, а даже если бы кричал — что в этом преступного? И чем отличается лозунг, которые они сами исправно приписывают - "Путин-вор" или "Россия будет свободной" от того же "Горько"?
Я не записываю в этот список нарушений план "Крепость", когда адвокаты не допускаются в ОВД к подзащитным, когда последние лишены даже воды, и их там прессуют за закрытыми дверьми — только потому что так бывает не всегда. Однако, опять-таки, когда есть "установка", "приказ" (беру в кавычки, поскольку те незаконны), то такое вопиющее нарушение прав происходит всегда.
В этот же непронумерованный список должно войти несомненно физическое насилие. Не каждый, кого ударили головой об автозак, готов свидетельствовать об этом. Однако если ты заявил о насилии, примененным к тебе полицией, ты несомненно получишь ответную заяву о применении насилия в отношении "лица при исполнении его должностных обязанностей" - т. е. уже не административную, а уголовную ответственность. Проще говоря, полицейский в нашей стране никогда и никого просто так не ударил. Все это было лишь "ответными необходимыми действиями".
13 нарушение: когда полицейские приходят в суд и — очевидно для всех — лжесвидетельствуют.
Пожалуй, на этом остановлюсь. По-моему, этих 13 пунктов достаточно, чтобы понять степень деградации. Речь всего лишь об одиночном пикете. Когда задерживают людей, напоминающих о праве и о смысле государства. И ни один из полицейских, которыми и должно поддерживаться и обеспечиваться право, не повел себя не то что бы как ответственный гражданин, но не совершил даже скудной попытки в защиту правопорядка и своих сограждан.
Да, абсолютное большинство из них говорят: это все начальство, а иногда даже — мы вас понимаем и поддерживаем. Но! Они ничего не готовы предпринять даже на своем небольшом месте для защиты Права и своих сограждан. Они абсолютно безвольны — и это я еще подобрала политкорректное слово.
И это позор, конечно. Для нас всех — ведь это "наша" полиция. "Наш институт".